Подать объявление

Наши партнеры

  • Архив №3(279) от 15 марта 2016 г.

    Итоги осуществления земельного надзора

    Прошедший 2015 год фактически завершил «пилотный» период реализации внесенных в законодательство
    о государственном земельном надзоре нововведений.


    Результаты реализации нововведений показали определенную нецелесообразность организации проведения большого количества плановых проверок соблюдения земельного законодательства.

    Если в период с 2012 по 2014 годы имела место тенденция увеличения количества плановых проверок, то, например, в 2015 году количество плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей было снижено с 312 до 234.

    С учетом указанного обстоятельства общее количество проведенных Управлением в 2015 году плановых и внеплановых проверок снизилось в сравнении с 2014 годом на 9 %.

    При этом, в связи с так называемыми «надзорными каникулами», на 2016 год Управлением не запланировано ни одной проверки в отношении субъектов малого предпринимательства, к которым относятся: индивидуальные предприниматели, крестьянско-фермерские хозяйства и подавляющее большинство обществ с ограниченной ответственностью Ульяновской области.

    Снижение количества проверок нельзя расценивать как ослабление деятельности по выявлению и пресечению нарушений в сфере земельного законодательства. В настоящее время следует говорить о некоторой переориентации способов осуществления государственного земельного надзора с сохранением достигнутой эффективности данного вида надзора и ее дальнейшим повышением. В этой части особенная роль отведена новому инструменту в сфере госземнадзора – административному обследованию.

    Специфика административного обследования заключается в том, что исследование состояния и способов использования объектов земельных отношений проводится госземинспекторами Управления на основании информации, содержащейся в государственных и муниципальных информационных системах, открытых и общедоступных информационных ресурсах, архивных фондах, информации, полученной в ходе осуществления государственного мониторинга земель, документов, подготовленных в результате проведения землеустройства, информации, полученной дистанционными методами (данные дистанционного зондирования, в том числе аэрокосмической съемки, аэрофотосъемки), информации, полученной по результатам визуального осмотра и другими методами.

    Важно то, что проведение административного обследования объектов земельных отношений должностными лицами осуществляется без взаимодействия с правообладателями объектов земельных отношений и доступа указанных должностных лиц на обследуемые объекты земельных отношений.

    Взаимодействие с лицами, использующими земельные участки, начинается только в случае выявления признаков нарушения земельного законодательства.

    В течение 2015 года госземинспекторами Управления проведено 476 административных обследований объектов земельных отношений. Таким образом, с учетом проведенных надзорных мероприятий за истекший год Управлением было выявлено 770 нарушений земельного законодательства, общее количество выявленных госземинспекторами нарушений законодательства в 2015 году составило 1100, что на 5% процентов больше, чем в 2014 году (1048).

    Общее количество нарушителей, привлеченных Управлением к административной ответственности, как по собственным материалам, так и по материалам органов прокуратуры и муниципального земельного контроля, составило 847.

    Увеличение с марта 2015 года размеров штрафных санкций за самовольное занятие земельных участков обусловило и увеличение суммы наложенных на нарушителей штрафов на 24% – с 4,5 млн. рублей в 2014 году до 5,67 млн. рублей в 2015 году.

    Если анализировать характер выявленных на территории Ульяновской области нарушений земельного законодательства, то фактически 85% нарушений составляют факты самовольного занятия земельных участков, в том числе использование земельных участков без предусмотренных законодательством прав на них.

    Нарушения допускаются всеми категория лиц. Наиболее типичными нарушениями со стороны граждан – домовладельцев являются случаи захвата земель общего пользования посредством организации на них огороженных палисадников, дополнительных огородов, строительства гаражей или надворных построек. Нарушения со стороны предпринимателей и юридических лиц обусловлены незаконным увеличением отведенных производственных площадей.

    В ряде случаев нарушения совершаются лицами сознательно, что часто объясняется незнанием размеров санкций за нарушения, а впоследствии становится для нарушителей неприятной неожиданностью.

    Поэтому Управление в очередной раз обращает внимание  землепользователей на то, что за самовольное занятие земель общего пользования (т.е. земель, занятыми площадями, улицами, проездами, тротуарами, дорогами, набережными, скверами, бульварами, пляжами и другими подобными объектами) установлены значительные размеры административных штрафов:
    •  для граждан – от 5 000 до 10 000 рублей (при отсутствии кадастровой стоимости незаконно занятого участка);
    •  для предпринимателей и юридических лиц  – от 100 000 до 200 000 рублей (при отсутствии кадастровой стоимости незаконно занятого участка).


    _______________________________________________________

    Делитесь понравившимися материалами журнала «Недвижимость Ульяновска» в соцсетях!

    Нажмите кнопку вашей соцсети внизу страницы сайта.

    По вопросам сотрудничества с журналом обращайтесь к главному редактору
    по e-mail: 414818@ul.real-estate.ru


    Вернуться к содержанию