25.12.2008 12:00
 Как живешь, бизнес?

На внеочередном съезде "ОПОРЫ России" президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин в своем выступлении сказал, что "по числу принятых документов говорить о поддержке малого бизнеса можно, но по делам этого не видно". А как обстоят дела у малого и среднего бизнеса в Ульяновской области? Об этом наш разговор с министром развития предпринимательства и туризма Ульяновской области Игорем Игоревичем Егоровым.

– За последние два года изменения видны. В прошлом, 2007 году впервые начала финансироваться программа поддержки малого предпринимательства. В этом году только на создание областного бизнес-инкубатора выделено более 20 млн рублей из областного и федерального бюджета. И кроме того, около 15 млн было предусмотрено на реализацию других программ, среди которых – субсидирование процентной ставки по банковским кредитам для предприятий малого бизнеса.

Что же касается финансирования, то на следующий год предусматривается 64 млн рублей только из областного бюджета. При этом планируется дополнительно привлечь из федерального бюджета еще более 100 млн руб.

В планах на следующий год совершенно изменить систему финансовой поддержки малого бизнеса.

- Какие ключевые задачи можно определить на сегодняшний день?

– Их несколько. Во-первых, изменение системы финансовой поддержки. Впервые на будущий год мы будем субсидировать ставки банковских процентов не только по инвестиционным кредитам промышленных и сельскохозяйственных фирм, мы будем поддерживать малые предприятия всех других отраслей. Речь, в частности, идет о создании придорожных гостиниц и всей сопутствующей сферы. Впервые все предприятия, которые работают в сфере услуг, могут рассчитывать на субсидирование банковских ставок при реализации инвестиционных проектов. Подчеркну, речь идет не об увеличении оборотных средств, а о модернизации производства и его расширении. В 2009 году впервые планируется и субсидирование процентов по лизинговым договорам.

Во-вторых, впервые со следующего года мы будем компенсировать до 50% затрат малых предприятий, которые участвуют со своей продукцией в региональных выставках за пределами Ульяновской области.

В-третьих, у нас в плане на следующий год создание областного центра микрофинансирования. Речь идет о предоставлении залоговых и беззалоговых кредитов до 500 тыс. рублей на срок до полугода. Это может быть интересно и ремесленникам, и небольшим предприятиям розничной торговли, особенно сельским. При том дефиците на кредитные ресурсы, который сегодня сложился, создание областного центра микрофинансирования – очень важный шаг поддержки "самых маленьких".

И наконец, в-четвертых, планируется создание областного фонда гарантийных поручительств для субъектов малого предпринимательства. Задача этого фонда – предоставлять финансовую гарантию малым предприятиям при получении ими банковских кредитов.

Одним из важнейших направлений поддержки предпринимательства будет оставаться активная борьба с различного рода административными барьерами. А их остается немало. Дело в том, что каждый из предпринимателей знает, что большинство проблем возникает сегодня на муниципальном уровне, а также при общении с федеральными контрольными и надзорными органами. Я хотел бы отметить, что областное правительство принимает активное участие в работе общественного совета по защите прав малого бизнеса при областной прокуратуре. Считаем, что это эффективная форма взаимодействия органов прокуратуры и с общественными объединенями предпринимателей, и с органами областной власти.

Мы заказали очень интересную аналитическую работу по разработке пошаговых шаблонов при прохождении предпринимателями административных процедур. Например, при оформлении земельного участка при строительстве торгового павильона, переводе помещения из жилого в нежилое. Как можно оценить уровень административных барьеров? Трудоемкостью прохождения процедуры, то есть сколько сам предприниматель должен потратить времени, ее длительностью прохождения процедур и стоимостью (как официальной, так и неофициальной). Чтобы реально бороться с административными барьерами, надо понимать, каковы они на территории региона. Думаю, что та аналитическая работа, которая заказана, даст хорошую пищу для размышлений.

- Немалое количество проблем связано у предпринимателей с имущественным комплексом.

– Решение этих вопросов – еще одна форма поддержки малого предпринимательства. Во-первых, губернатор обратился к главам муниципалитетов с рекомендацией объявить мораторий на стоимость аренды муниципальных помещений. Губернатор также рекомендовал главам районов рассмотреть возможность введения моратория на стоимость аренды по земельным участкам.

До конца года будет сформирован перечень объектов муниципальной собственности, скажем так, имущественный фонд для развития малого предпринимательства и на уровне муниципалитетов, и на уровне области в целом. Это будет перечень объектов имущества, которое может использоваться именно под цели малого бизнеса.

– А насколько сами предприниматели информированы о возможностях, которые им предоставляются?

– Практика показывает, что предприниматели, особенно из небольших поселков, очень плохо информированы о тех возможностях, которые для них создаются. Людям интересно, они впервые задумываются о том, что государство способно их поддержать. На следующий год планируем проведение целого ряда семинаров, которые помогут предпринимателям быть в курсе событий.

Кроме того, начата работа по созданию уникального информационного портала "Малый и средний бизнес Ульяновской области". Там будет вся необходимая информация, которая может быть полезна для работы предпринимателям Ульяновской области: начиная от регистрации и заканчивая скажем так прохождением всех бюрократических процедур. Это будет портал, не имеющий аналогов с точки зрения информации.

- Скажите, с учетом того что происходит сегодня в экономической сфере, насколько это все будет актуально на следующий год?
– Сегодня очевидно, что общегосударственная политика на федеральном уровне, на уровне всех регионов – это всемерная поддержка малого бизнеса как наиболее адаптированного сектора экономики. Вне всякого сомнения, большинство малых и средних предприятий смогут при правильной экономической политике выжить в нынешних условиях даже в тех секторах экономики, где крупные предприятия будут испытывать очень серьезные трудности.

Мы сегодня пытаемся добиться от чиновников на муниципальном уровне, во-первых, максимально внимательного, не побоюсь этого слова, заботливого отношения к каждому налогоплательщику, поскольку, с точки зрения развития бюджета, бюджетных доходов, "выращивание" малых предпринимателей является важнейшей задачей. Мы ведь в этом году перевалили за знаковую цифру: по итогам января-октября впервые в истории Ульяновской области суммарное поступление налогов в территориальный консолидированный бюджет от предприятий малого бизнеса превысило 1 млрд рублей. Если хотите, малый бизнес дал миллиард рублей Родине. Хочу еще сказать о том, что мы постоянно отслеживаем все те изменения, новые формы работы, которые используют для развития субъектов малого и среднего предпринимательства другие регионы России.

Говоря о специфических проблемах, которые существуют у нас в регионе, хотел бы выделить прежде всего слабую самоорганизацию самого бизнеса. Когда летом мы собрали руководителей всех ведущих общественных объединений предпринимателей, оказалось, что все они объединяют менее 500 субъектов малого предпринимательства. А ведь всего у нас около 8400 малых предприятий, около 30 тысяч частных предпринимателей.

За последнее время созданы некоторые отраслевые союзы, например, областной союз производителей строительных материалов, объединяются разработчики компьютерных продуктов и IT-технологий. Думаю, в ближайшее время наконец-то объединятся ульяновские туристические компании, будет создана областная ассоциация рестораторов, то есть владельцев заведений общественного питания. Мы также планируем, что на территории области будет создана региональная организация "Деловой России". По всей России она объединяет представителей прежде всего среднего бизнеса и является значимой величиной.

– Вы назвали общее число малых предпринимателей. А как эти 8400 предпринимателей распределены по отраслям?

– На сегодня 50% – это торговля, бытовые услуги. Нередко можно услышать цифры, что к 2020 году государство должно так развивать все отрасли малого предпринимательства, чтобы на розничную торговлю падало не более 25% от общего числа малых предприятий. И не столько за счет сокращения числа торговых предприятий, сколько за счет увеличения числа предприятий всех других сфер, во-первых, производящих товары, во-вторых, производящих услуги. Кстати сказать, проблема развития бытовых услуг является общероссийской, особенно в глубинке. За пределами Ульяновска и Димитровграда мы сталкиваемся с огромным дефицитом бытовых услуг. Люди иногда вынуждены проезжать десятки километров, чтобы сделать хорошую прическу или воспользоваться услугами химчистки.

Как я уже сказал, в области есть программы по развитию малого бизнеса. Одна из них, принятая в 2006 году, – программа развития придорожного сервиса. Планируется, что до конца 2010 года будет создано более 200 объектов. Но нужно понимать, что следующие два года будут довольно сложными с точки зрения реализации программ, по крайней мере, в силу известных причин на ближайший год для субъектов малого предпринимательства резко осложняется доступность кредитных ресурсов.

- Приближается новый год. Это время подведения итогов и строительства планов на будущее. Что бы вы пожелали тем, кто связал свою судьбу с малым бизнесом?

– Во-первых, верить в себя. Следующий год не будет простым, и без веры в себя, без оптимизма победить будет сложно. Ведь в конечном итоге главный капитал в любом деле – не деньги, не имущество, не оборудование, а все-таки накопленные идеи и знания. И в малом бизнесе это остается ключевой составляющей. Страна, которая пережила 1992 и 1998 годы, переживет любые потрясения.

Беседовала Наталья Мартынова



Учредитель и издатель ООО «ЦЕНТР НЕДВИЖИМОСТИ»
При перепечатке материалов ссылка на «Недвижимость Ульяновска» обязательна.
За достоверность рекламной информации ответственность несут рекламодатели.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
Тел./факс: 8 (9677) 71-71-21
Контактная информация Политика обработки и защиты персональных данных