15.12.2009 12:00
 Энергосбережение — в силу закона

Наша родина богата природными ресурсами. К сожалению, наше отношение к этому богатству нельзя назвать образцовым: мы не привыкли экономить, беречь. Наверное, расточительность наших сограждан заслуживает того, чтобы ей посвятили оду...



Но, к сожалению, вечного не существует. Как не существует вечного двигателя, могут иссякнуть и недра, а с ними и наши богатства. Как научить людей бережно относиться, к примеру, к электроэнергии или к воде, что нужно сделать, чтобы бережливость стала нормой жизни нашего общества? Об этом сегодняшний разговор с техническим директором Центра содействия реформе ЖКХ, членом комиссии по энергетической политике и энергосбережению при Губернаторе Ульяновской области Пелихом Валерием Степановичем.

— Одним из приоритетных направлений сегодня называют преодоление низкой энергоэффективности российской экономики. Принят соответствующий закон. Но что же такое энергосбережение и энергоэффективность, о которых идет речь в законе? Насколько важна сегодня проблема энергосбережения?

— Тема энергосбережения более чем важна, потому что затрагивает все сферы жизни общества: это и себестоимость продуктов, услуг, предоставляемых населению, одним словом, это все, что входит в понимание стоимости жизни. Затраты энергии, используемой в нашей стране, настолько велики, что наша продукция не может быть конкурентоспособной на мировом рынке. А поскольку мы сейчас готовим вступление в ВТО, хотя наши границы и без того открыты для импортных товаров, то получается, что экономика наша просто пропадет.  

Посмотрите, сколько закрыто предприятий, и беда как раз в том, что наша продукция не может конкурировать с западной, и, соответственно, мы теряем производства, теряем рабочие места, создавая собственную безработицу и превращая страну, как говорили раньше, в сырьевой придаток мирового капитализма.

При этом энергоэффективность наших производств низкая, то есть стоимость энергоресурсов в стоимости продукции у нас чрезмерно велика. Статистика говорит о том, что у нас энергозатраты в себестоимости продукции превышают в 2-3 раза общемировой уровень, а уровень развитых стран — в 3-3,5 раза. Мировой опыт говорит, что энергозатраты в себестоимости продукции не могут превышать 5%. И, кстати, так оно было в Советском Союзе.

Сегодня статистика ужасающая: на иных предприятиях себестоимость энергозатрат достигает 40%. Поэтому мы с вами и видим на любом рынке города засилье иностранных товаров. Напрашивается вопрос: почему? Ведь наша область производит практически все виды товаров, начиная от ножей-вилок, заканчивая автомобилями. Необходимо развитие собственного производства.

Немаловажно и то, что наши фонды устарели настолько, что не могут конкурировать, а это как раз и связано с высокими энергозатратами и низкой энергоэффективностью. Те же электродвигатели, лампы освещения, вентиляционное и иное оборудование поглощают энергию «возами», хотя должны бы, образно говоря, «по ложке».

В нашей области создана комиссия по энергетической политике и энергоэффективности, на заседаниях мы ставим вопрос, чтобы показатель энергоэффективности валового регионального продукта Ульяновской области появился в наших статистических данных.  

— По данным Минрегионразвития РФ, в среднем в России физический износ котельных достиг уже 55%, коммунальных сетей водопровода – 65%, канализации и тепловых сетей – 63%, электрических сетей – 58%, водопроводных насосных станций – 65%, канализационных насосных станций – 57%, очистных сооружений водопровода – 54% и канализации – 56%. Около 30% основных фондов ЖКХ уже полностью отслужили нормативные сроки.

— Наше ЖКХ — это та яма, в которую улетает все и будет улетать бесконечно, потому что никто и никогда не занимался инженерной технологией и инженерным оснащением помещений, где мы с вами обитаем. Мы очень неэкономично расходуем тепло, воду и особенно неэкономично – электроэнергию. К примеру, в моем подъезде круглосуточно горят лампочки, потому что все выключатели сорваны, и, чтобы был свет, электричество запитано напрямую. Но самое страшное, что это никого не беспокоит — ни управляющую компанию, ни комитет ЖКХ города, ни саму мэрию. Хотя стоят общедомовые счетчики, все учитывается, и жители все оплачивают.

Я как бывший руководитель предприятия сталкивался с отсутствием информации о новых технологиях, люди у нас даже не знают, о том, что можно делать и где это взять. У нас в области никто не разработал рекомендаций о том, к примеру, чем лучше утеплять стены, окна. А ведь есть краски, позволяющие существенно, до 40%, сократить теплопотери. А люди варятся в собственном соку, иногда нарываясь на недобросовестное предложение.

— Существует мнение, что проблемы в сфере энергосбережения – суть отсутствие активности. И государство, и жильцы, и частный бизнес не имеют достаточных стимулов к проявлению активности в реформе ЖКХ. Что и, главное, как необходим сделать, чтобы в сбережении энергии были заинтересованы все? Какие есть реальные предпосылки и стимулы использования энергосберегающих технологий?

— Сегодня появилось очень много технических средств, которые позволяют сократить потери. Но для этого, естественно, вначале надо вкладываться. А чтобы вкладываться, нужно иметь стимул. А какой стимул способен активизировать процесс? Стимул простой. Изучение опыта западных стран, которые очень активно занимаются вопросами энергосбережения,  внедрением новых видов энергетических установок, материалов и оборудования, говорит о том, что все это — очень жесткие требования закона.

Иными словами, сам закон стимулирует и заставляет заниматься энергосбережением. Западное законодательство предусматривает обновление парка оборудования не реже чем в пять-семь лет. Обновление парка оборудования предприятия независимо от формы собственности происходит при поддержке государства. И в тот период, когда это обновление происходит, государство позволяет предприятию не платить налоги. За счет этих невыплат в бюджет и происходит смена оборудования. Потому что за этим стоит огромная социальная задача, и на Западе это глубоко понимают. Понимали это и в СССР. За всеми этими действиями стоит человек. Это его рабочее место, его прожиточный минимум, благополучие его семьи. Поэтому тема энергосбережения имеет огромную социальную направленность.

Мы же к такому уровню понимания не только не приблизились, мы о нем даже не задумались. Вся та законодательная база, которая имеется и принимается сегодня, – это только «кусочки» развития государства как социального общества.
Энергосбережение должно стать составной частью государственной программы. Законодателям, коль мы стали на рыночные рельсы, надо учиться у западных стран. Там те, кто внедряет энергосберегающие технологии, получают льготы, дотации. К примеру, установки в малой энергетике не всегда дают дешевую энергию, и не всегда она способна конкурировать с энергией, полученной от крупных игроков. Но государство дотирует разницу в цене и законодательно обязывает все организации, транспортирующие энергию, принимать эту энергию и платить им полную стоимость. Разницу покрывает государство.

Иными словами, это государственная политика, направленная на энергосбережение. Государство специально идет на бюджетные потери, памятуя о том, что технический прогресс через какое-то время  их вернет. Каким образом? Будет модернизировано производство, будет повышаться его КПД, поскольку используется энергия из возобновляемых источников, которая не требует никаких дополнительных затрат. Это ни нефть, ни газ, и государство на этом и выигрывает.

У нас же нет законодательства, которое регламентирует эту сферу. Ведь что значит поставить новое оборудование? Это значит, что себестоимость продукции неизбежно на первых порах возрастет по сравнению с тем, что есть сегодня. И никто нашему предпринимателю не будет компенсировать разницу. У нас не только делать, даже думать не хотят об этом.

Должна быть экономическая политика государства в целом. И заниматься этой темой нужно всем. Это ведь не только связано с энергией. Это и электродвигатели, которые стоят у нас сегодня по 30-40 лет, это изношенные сети, это и счетчики, которые не удовлетворяют новым требованиям. Износ парка оборудования очень велик. И ЖКХ требует постоянного внимания, но опять же без законодательной поддержки изменить что-либо сложно, практически невозможно.

— А насколько последние поправки в законодательство по энергосбережению могут изменить ситуацию? Ведь главную мысль, которую можно вынести с подачи телевидения, это то, что необходимо перейти на новые лампы.

— У нас всегда кидаются из крайности в крайность. А люминесцентные лампы не обладают той полнотой спектра, который дают лампы накаливания, в них используется ртуть. Поэтому в промышленных, скажем, зданиях их использование вполне оправдано, а в быту? Кстати, и на Западе к ним очень осторожное отношение.

— Что предпринимается в Ульяновской области?

— У нас принят свой областной закон об энергосбережении, я принимал участие в его разработке в 2005 году. И хотя это действующий закон, но никто не отслеживает его соблюдение. К сожалению, у нас в области энергосбережение государственной политикой не стало.  В области единственное, что удалось, — создать Центр по энергосбережению. Я являлся его первым руководителем, сейчас в Центре уже третий руководитель. Центр начал практически действовать только в этом году. Здесь, считаю, нужна только добрая воля власти, соответствующая поддержка законодателей, финансирование, потому что экономия огромная, и требуется только первоначальный толчок.

К сожалению, существует мнение, что энергосбережение затрагивает только бюджетные организации. Но ведь это экономия энергоресурсов во всех отраслях экономики. Потому что затрагивает судьбу всех: и частного бизнеса, и бюджета, и рядовых граждан. Энергосбережение — это не только экономия тепла, электроэнергии, но это и сокращение потерь — через окна, стены и т.д.

Вопросами энергосбережения надо заниматься комплексно. Это огромный комплекс работ, в том числе по замене оборудования, это оснащение зданий уникальными интеллектуальными технологиями, которые позволяют экономить тепло. Наверное, единственным примером такого использования в нашем городе является наш Дом Советов.

Была хорошая идея: сделать пару пилотных проектов, выполнить в зданиях и современную теплоизоляцию стен, кровли, подвалов, труб, привести в порядок систему коммуникаций, поставить энергоустановку и посмотреть, сколько мы вложили и что получили на выходе. Ведь, к сожалению, никто и никогда не просчитывал, что же мы получим в итоге.

В Ульяновской области готовится программа энергосбережения, целью которой будет выход к 2020 году на показатели экономии 40% по сравнению с показателями 2007 года в соответствии с указом президента. Пока что наша область среди отстающих в этом вопросе.

Может, стоит присмотреться к разработкам наших местных ученых по примеру Татарстана, где на выставках по энергосбережению представлено очень много местных разработок. В Татарстане энергоэффективность валового регионального продукта достигает десятков миллиардов рублей. Там на каждый вложенный рубль получают несколько рублей экономии.

К проблеме энергосбережения нужно повернуться лицом. Энергосбережение должно быть концентрированным выражением государственной политики. Это новые рабочие места, сокращение себестоимости продукции, повышение конкурентоспособности местной продукции и развитие производства.

Беседовала Наталья Мартынова


Учредитель и издатель ООО «ЦЕНТР НЕДВИЖИМОСТИ»
При перепечатке материалов ссылка на «Недвижимость Ульяновска» обязательна.
За достоверность рекламной информации ответственность несут рекламодатели.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
Тел./факс: 8 (9677) 71-71-21
Контактная информация Политика обработки и защиты персональных данных