19.07.2011 12:00
 Роскошь фактуры
Среди пяти главных чувств осязание считается далеко не основным. Еще бы: 90% информации об окружающем мы получаем от зрения, львиную долю оставшихся процентов — от слуха, вкуса и обоняния, осязанию же остается и вовсе немного. Однако без тактильных ощущений полноценное восприятие действительности оказывается просто невозможным.

Попробуйте вообразить себе мир без шероховатости персика или гладкости шелка, грубости каменной кладки или нежности прохладной воды – для нормального человека такая попытка вряд ли станет удачной. Немудрено, что и в оформлении жилищ фактуре материалов придается одно из самых важных значений.

Физика и лирика

Для любого человека интуитивно понятно, что, например, белизна бархата явно отлична от белизны полированного мрамора, равно как и он разнится,  например, с керамической плиткой. Очевидно, что при одинаковой окраске базовым отличием в этих примерах является некое свойство поверхности, которое и называется фактурой. Оно зависит как от физических особенностей материала, так и от способа обработки, определяющего светоотражение и, следовательно, зрительное восприятие.

С точки зрения науки, фактурность материала описывается плотностью и размерами микроискажений его поверхности. На одном конце шкалы будут находиться образцы, у которых элементы фактуры зрительно неразличимы. На другом – материалы, структуру которых можно визуально определить.

Количественно фактуру характеризуют степенью структурности, выделяя гладкие (ре-льеф неразличим), шероховатые (высота рельефа до 0,5 см) и рельефные (высота свыше 0,5 см) поверхности. Кроме того, рассматривают блестящие и матовые фактуры (см. таб. 1).

Таблица 1. Основные виды фактур поверхности

Фактура

Тактильное восприятие

Светоотражение

Типичные материалы

Матовая

Мелкопористая, шероховатая, «теплая»

Рассеивает свет в разных направлениях; одинаково яркая со всех точек обозрения, а поэтому воспринимаемая равномерно освещенной; никогда ничего не отражающая зеркально, но отражающая рефлексно цветные лучи

Кирпич, штукатурка, древесно-стружечная плита, клеевая окраска, сукно

Глянцевая

Гладкая, мелкобороздчатая, «прохладная»

Не отражает окружающих предметов, но имеет слабые блики; имеет шелковый блеск

Масляная окраска, лак, линолеум, линкруст, пластмасса, глазурованные плитки, шлакоситалл, виниловые пластинки, сатин, сатинированный керамогранит

Блестящая

Совершенно гладкая, «холодная»

Отражает свет в одном направлении, имеет светлые блики (очень яркая с определенной точки обозрения, но темная – со всех остальных), отражает окружающие предметы

Цветное облицовочное стекло, зеркала, полированные природный камень и металл, керамическая плитка с металлизированной глазурью


«Восприятие фактуры, – говорит Олег Фроленков, специалист компании Kerama-Marazzi, ведущего российского производителя керамической плитки и  керамогранита, – во многом зависит от способа обработки материала. Например, для большинства потребителей керамогранит ассоциируется со сверкающим  полом, напоминающим полированный камень. Но специальная обработка, например, лаппатирование, при котором с поверхности плитки снимается меньший, чем при полировании, слой, дает возможность добиться более мягкого эффекта. В этих же целях применяют и сатинирование, при котором поверхность становится почти матовой, напоминающей благородный шелк».

Очевидно, что типом поверхности материала во многом определяется и восприятие цвета. Общее правило – чем светлее покрытие, тем отчетливее читается фактура. Есть и другие нюансы, например, груборельефная поверхность стен зрительно уменьшает помещение, а гладкая, напротив, увеличивает. Горизонтальные рельефы (равно как и вертикальные цветовые полосы) «вытягивают» комнаты вверх.

Избыток в интерьере блестящих деталей, равно, как и цветовых пятен, с одной стороны, придает ему нарядность и объем, но, с другой, искажает восприятие, делая его фрагментарным и хаотичным. В свою очередь, это может приводить к зрительному и психологическому дискомфорту. Другими словами, то, что хорошо для общественных помещений или парадных покоев, вряд ли сгодится при оформлении обычных частных квартир.


Тепло или холодно

Подобно цвету, фактура помогает достигнуть определенных ощущений,  прежде всего связанных с восприятием тепла или холода. В общем и целом считается, что поверхности с достаточно выраженной, но не грубой фактурой (подобно тканям или дереву) создают психологическое ощущение уюта и тепла. Напротив, блеск и глянец, особенно усиленные соответствующим цветом (см. таб. 2), «охлаждают» и создают ощущение стерильной чистоты.

Таблица 2. Цвет как компонент дизайна

Цвет

Символ зрительно-чувственного восприятия

расстояния

температуры

душевного настроения

гигиенического воздействия


Фиолетовый

очень близкий

холодный

агрессивно тревожный, обескураживающий обескураживающий

-

Синий

далекий

холодный

спокойный, тихий

чистый


Зеленый

нейтральный

очень холодный

очень спокойный

свежий

Красный

близкий

теплый

раздражительный, энергичный

-

Оранжевый

очень близкий

очень теплый

увлекательный

-

Желтый

близкий

очень теплый

увлекательный

-

Коричневый

очень близкий

нейтральный

увлекательный

грязный


Понятно, что, добиваясь целостности восприятия интерьера, стоит учитывать и восприятие цветов и фактур. Заметим, что последние, так же как и цветовая палитра, делятся на теплые и холодные. Шерсть, кожа (и имитация под нее), мех, дерево, сизаль и подобные им материалы считаются теплыми. А вот шлифованный камень, такие ткани, как лен и шелк, полированный металл – холодными. Интересно, что границы между обеими группами достаточно зыбки.

«Если взять, например, прозрачное или матовое, но бесцветное стекло, – говорит искусствовед Вера Калмыкова, – то традиционно его фактура считается  холодной. Однако, стоит добавить краски и узоры, как все меняется кардинально – на этом основано использование, скажем, сложно окрашенного муранского стекла и витражей в стиле Тиффани, столь популярных сегодня. Яркость и насыщенность цвета, прихотливость орнамента добавляют стеклу жизни, делая его «теплым» и позволяя изменять восприятие интерьера».

Такого рода игры с фактурой и цветом весьма популярны в дизайне помещений. Как правило, «принудительный» переход материала из теплой группы в холодную и наоборот осуществляется в отдельных, крупных либо мелких, деталях интерьера. «Говоря о сочетании фактур, – комментирует Надежда Мартынова, директор салона итальянских дверей «Галерея Лендор», компании  «Лендор» одного из крупнейших поставщиков итальянских дверей на российский рынок, – можно привести в пример такой необходимый элемент интерьера, как двери. Например, сегодня популярны стеклянные двери, которые позволяют не только разделить помещения, но и добавить визуальный объем и «воздух» квартире. Варьируя цвет полотна, можно добиться противоположных эффектов: практически одна и та же конструкция будет смотреться совершенно по-разному, в зависимости от окраски и обработки. Скажем, итальянские двери FOA, где часто используются элементы модерна (витражи, росписи ручной работы и т.д.) отличаются по восприятию от продукции Rimadesio, которые больше ориентированы на «холодный» хай-тек».


Правила интерьеров

На самом деле, строгих правил сочетания цветов и фактур не существует. Построенные как на их контрасте, так и на взаимодействии интерьеры могут быть очень гармоничными. И, напротив, вроде бы тщательно подобранные поверхности и краски будут резать глаз диссонансом. Тем не менее общие принципы создания визуально и тактильно комфортных интерьеров есть.

Базовым методом, пожалуй, можно назвать сочетание контрастных фактур: дерево (теплое) – прозрачное стекло (холодное), камень (холодное) – ткань (теплое) и т.д. Впрочем, дополнения, связанные с плавным переходом «зерна» фактуры (от матового к глянцевому и далее – к блестящему), также востребованы и смотрятся интересно. Стоит вспомнить, что современные материалы часто успешно имитируют не свойственные им изначально фактуры, что также позволяет добиваться необычных и привлекательных эффектов. «Керамическая  плитка и керамогранит, – говорит Олег Фроленко (Kerama-Marazzi), – удивительно пластичные с точки зрения фактуры поверхности отделочные материа-лы. В разных коллекциях можно найти образцы, повторяющие визуально и даже тактильно самые разные образцы – от тисненой кожи рептилии (например, такова серия «Варан») до деревянной инкрустации, как в серии «Модерн» из новой коллекции «Французский стиль». Таким образом, пользуясь лишь одним продуктом, в данном случае – керамической плиткой, можно создавать необычные и разнообразные интерьеры».

При выборе сочетаний фактур стоит обратиться к психологическому их  восприятию. Так, полированный металл – это, безусловно, ощущение прохлады,  пространства и отстраненности. Однако кованые тонированные металлические элементы, а также чеканка, напротив, создают ощущение замкнутости и рустикального уюта. Грубо вырубленный камень («скала») создает чувство защищенности, изолированности, холодности. Однако полированный материал, сохраняя «температуру», раскрывает пространство. То же делает и стекло, про способность которого менять восприятие мы уже говорили выше.

Ткани, мех и кожа, равно, как и дерево, привлекают своей органичностью, дружелюбностью к человеку. Даже в подчеркнуто холодных, урбанистичных интерьерах хай-тек вставки из традиционного текстиля или кожи становятся островками тепла и первобытного уюта.

Человек – не машина. Качество его жизни определяется в значительной степени яркостью впечатлений, которые дают органы чувств. Яркость или приглушенность красок, тихий лаунж или ритмичный бит, ароматы цветов или горячего металла, нежность шелка или грубость камня – все это создает единую и неповторимую картину мира для каждого из нас. Интерьер – продолжение наших пристрастий, поэтому его оформление требует всей палитры ощущений, а одним из важнейших является чувство фактуры.

Пресс-служба Kerama Marazzi





Учредитель и издатель ООО «ЦЕНТР НЕДВИЖИМОСТИ»
При перепечатке материалов ссылка на «Недвижимость Ульяновска» обязательна.
За достоверность рекламной информации ответственность несут рекламодатели.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
Тел./факс: 8 (9677) 71-71-21
Контактная информация Политика обработки и защиты персональных данных