13.09.2011 12:00
 Функции по государственному земельному контролю
Согласно ст. 6 Земельного кодекса РФ объектами земельных отношений являются: земля, как природный объект и ресурс, с одной стороны, земельные участки и части земельных участков, с другой.

Земельный участок, как объект земельных отношений, представляет собой часть поверхности земли, границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке, и согласно гражданскому законодательству является недвижимым имуществом и относится к объекту гражданских прав.

Земля же, как природный объект и ресурс, в силу положений Федерального закона «Об охране окружающей среды» является объектом охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности. Таким образом, из многогранности понятия «земля» вытекают несколько подходов к осуществлению контроля за землей, объединенных общим понятием «государственный земельный контроль».

На сегодняшний день государственный земельный контроль (госземконтроль) на территории Ульяновской области в отношении всех видов и категорий земельных участков как объектов гражданских прав осуществляется Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области (Управление Росреестра по Ульяновской области) и его территориальными отделами под руководством Сергея Вячеславовича Вознесенского.  

Это контроль за правовой составляющей  использования земельных участков как объектов права и недвижимого имущества, в том числе с учетом установленных обязательств и ограничений по их использованию, к которым, в частности, относятся правовой режим земель (устанавливаемый исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования) и использование участков в отведенных границах.

Госземконтроль за землей, как природным объектом и природным ресурсом, в установленной сфере деятельности осуществляют Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ульяновской области (Управление Росприроднадзора по Ульяновской области) и Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ульяновской области (Управление Россельхознадзора по Ульяновской области).

Должностные лица Управления Росреестра по Ульяновской области и его территориальных отделов являются государственными инспекторами по использованию и охране земель (госземинспекторы) и осуществляют государственный земельный контроль в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. №689 «О государственном земельном контроле», в том числе осуществляют контроль за соблюдением:

–  выполнения требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия земельных участков, самовольного обмена земельными участ-ками и использования земельных участков без оформленных на них в установленном порядке правоустанавливающих документов, а также без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности;

– порядка переуступки права пользования землей;

– выполнения требований земельного законодательства  об использовании земель по целевому назначению в соответствии с принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием, а также о выполнении обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;

– выполнения требований  о наличии и сохранности межевых знаков границ земельных участков;

– порядка предоставления сведений о состоянии земель;

– исполнения предписаний по вопросам соблюдения земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений;

– выполнения иных требований земельного законодательства  по вопросам использования и охраны земель в пределах установленной сферы деятельности.
 
Госземконтроль осуществляется в форме плановых и внеплановых проверок выполнения юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, а также физическими лицами обязательных требований, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.

Плановые проверки проводятся в соответствии с утвержденными годовыми планами проверок. Юридическими фактами, являющимися основанием для осуществления внеплановых проверок, являются поступившие от органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан документы и иные доказательства, свидетельствующие о наличии признаков нарушений земельного законодательства, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие нарушения земельного законодательства и акты судебных органов.

Все проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляются в соответствии с нормами Федерального закона Российской Федерации от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Государственный земельный контроль осуществляется во взаимодействии с органами местного самоуправления, органами прокуратуры, органами государственной власти.

За первое полугодие 2011г. специалистами Управления всего проведено 402 проверки соблюдения земельного законодательства на территории Ульяновской области. Выявлено 241 нарушение, в том числе 149 нарушений выявлено госземинспекторами, 52– органами прокуратуры, 39 – органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль.

Согласно статье 23.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП) Управление Росреестра по Ульяновской области и его территориальные отделы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных следующими статьями КоАП:

– статья 7.1 КоАП – в части самовольного занятия земельного участка или использования земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц – от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей;

– часть 1 статьи 7.2 КоАП – уничтожение или повреждение межевых знаков границ земельных участков, а равно невыполнение обязанностей по сохранению указанных знаков – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц – от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей;

– статья 7.10 КоАП – в части самовольной уступки права пользования землей, а равно самовольной мены земельного участка – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц – от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей;

– часть 1 статьи 8.8 КоАП – использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием или неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом, – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц – от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей;

Неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока, установленного указанным Федеральным законом , – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от четырех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц – от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

– часть 2 статьи 8.8 КоАП – невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц –  от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц – от семидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

В целях устранения правонарушений Управлением (его территориальными отделами) выносятся обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований земельного законодательства, с указанием сроков их устранения, исполнение которых в последствии Управлением контролируется.

В первом полугодии 2011 года возбуждено 234 дела об административном правонарушении, в ходе рассмотрения которых 214 правонарушителей привлечены к административной ответственности с наложением штрафов на общую сумму в 602 тыс. руб. Выдано 119 предписаний об устранении нарушении земельного законодательства. Устранено 57 нарушений земельного законодательства.

Наиболее распространенными правонарушениями является самовольное занятие земельных участков или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а также использование земель не в соответствии с разрешенным использованием как юридическими, так и физическими лицами.

В целях исключения подобных нарушений, владельцам, пользователям земельных участков необходимо своевременно оформить надлежащим образом земельно-правовые документы на используемый земельный участок, не дожидаясь прихода госземинспектора  и вынесения постановления о привлечении к административной ответственности.

Начальник отдела государственного земельного контроля Управления Росреестра
по Ульяновской области А. А. Макеева


Учредитель и издатель ООО «ЦЕНТР НЕДВИЖИМОСТИ»
При перепечатке материалов ссылка на «Недвижимость Ульяновска» обязательна.
За достоверность рекламной информации ответственность несут рекламодатели.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
Тел./факс: 8 (9677) 71-71-21
Контактная информация Политика обработки и защиты персональных данных