11.10.2011 12:00
 Смысл формы
Великий архитектор Ле Корбюзье, основоположник конструктивизма, придумал интересное определение человеческого жилья: идеальный дом должен быть «машиной для жизни», где все удобно, оптимально рассчитано и помогает максимальному раскрытию творческих способностей человека. При этом, считал Корбюзье, дом остается «местом наших дум, размышлений, и, наконец, это... обиталище красоты, приносящее нашему уму столь необходимое ему успокоение».

Несмотря на то, что способов достижения подобного идеала достаточно много, принцип, на котором они основаны, един: гармония формы, цвета и фактуры, позволяющих моделировать жилое пространство сообразно желаниям его обитателей. В перечисленной триаде равноправны и важны все элементы, но, пожалуй, именно форма служит отправной точкой для замысла дизайнера.

Порядок и хаос

Если взглянуть на самые древние жилища человека, становится ясно – геометрически выверенных форм наши отдаленные предки не знали. Лишь с открытием способов обработки камня, дерева и изобретением искусственных строительных материалов, таких как кирпич, появились привычные сегодня четкие параллелепипеды залов и комнат.

Однако природе в целом прямые линии не свойственны; поэтому, как только возникли новые жесткие формы, возникла и психологическая необходимость адаптации их к потребностям психики человека. Украшение помещений, декоративная отделка – все это способы приблизить жилье к природному идеалу.

Шел и обратный процесс. За тысячелетия развития «вещной» цивилизации новая искусственная реальность также воздействовала на наследственный разум человека, порождая новые образы, устойчивые ассоциации, эмоции. Они настолько впитались в архетип, что стали едиными для всех рас и народов Земли.

«Символические понятия геометрических объектов и линий, – говорит искусствовед Вера Калмыкова, – служат для выражения замыслов художников испокон веков. Так, вертикаль, если она не разделена, воспринимается как символ стремления ввысь, бесконечности, легкости.

Добавим «массы» в нижней части, создадим визуальное основание, и вот уже перед нами нечто стабильное, незыблемое. Поступательное движение, развитие – это горизонталь, а, кроме того, такие линии придают визуальную основательность, тяжеловесность.

Диагональ – динамика. Объединим четко выраженные вертикали и горизонтали, замкнем помещение жесткой геометрией и получим торжественный зал, например, дворца или храма. Прорежем пространство диагоналями, добавим ломаных линий – получим динамику, доходящую до чувства тревоги, что является характерной чертой современных клубов, например».

Благодаря такому единству восприятия форма стала определяющим элементом стиля, который, в свою очередь, являлся отражением глобальных социальных или экономических процессов.

Например, середине XVII – началу XVIII в., эпохе абсолютных монархий, соответствует роскошное барокко и его квинтэссенция – помпезное рококо, даже церковь превращающее в подобие будуара.

Но проходит полвека, королевская власть слабеет, а формы интерьера упрощаются, возвращаясь к классической, почти античной простоте. Четкие вертикали и горизонтали, подчеркнутые колоннами и пилястрами, пришли на смену завитушкам и драпри.

Двумя веками позже подобная трансформация вновь стала революцией в дизайне. Изысканный модерн, где прямые линии намеренно маскировались, сменился четкой геометрией конструктивизма, в котором акцентировалось отсутствие «лишнего», а индивидуальность, декоративность подчеркнуто изгонялись.

Проходит пара десятков лет, и новые империи меняют облик зданий: «сталинский» и «гитлеровский» тяжеловесный ампир вновь возвращают жилища в классическую эпоху.

Лишь в наше время, практически лишенное общей идеологии, стиль перестал быть довлеющим для архитектуры и дизайна. Индивидуальность стала основополагающей; мода уже не диктуется политикой. От «экологической» простоты кантри до технологической сложности хай-тек – все приемлемо и востребовано современным человеком. Тем не менее архетип победить нельзя, и способы использования форм в интерьере остались незыблемыми.


Игра по правилам

Существуют основополагающие принципы использования и взаимодействия элементов формы в интерьерах. Во-первых (и это, пожалуй, самое главное), простота облегчает восприятие –  «Большое искусство живет бедными средствами», как говорил Ле Корбюзье. Исходя из этого, следует помнить, что знакомые формы воспринимаются легче, а объекты таких форм гораздо четче отделяются визуально от общего фона.
 
Во-вторых, разнородные по геометрии предметы смотрятся лучше на определенном расстоянии. Чем ближе объекты, тем больше шансов, что их будут воспринимать как единую композицию. В-третьих, элементы интерьера, размещенные по законам симметрии, воспринимаются единым целым.

Образующими могут быть не только формы, но и, как следствие, задаваемые предметами воображаемые линии. Они очень активно влияют на пространство, фиксируя и направляя взгляд, определяя визуальное впечатление, деля поверхности, ритмизуя их. Умелое управление линиями способно даже вызвать нужные эмоциональные реакции. Интересно, что для создания подобных эффектов вовсе не обязательно пользоваться крупными предметами или менять конфигурацию помещения. Небольшие декоративные элементы, помещенные «в нужное время в нужном месте», могут радикально изменить характер пространства.

«Популярные сегодня монотонные поверхности из керамической плитки, – говорит Светлана Бирюкова, дизайнер компании KERAMA MARAZZI, ведущего российского производителя керамической плитки и керамогранита, – лучше «разбавлять» декоративным элементом, отличным по рисунку или фактуре от основного фона. Это позволяет добиваться интересных эффектов, способных изменить зрительное восприятие помещения и даже визуально скорректировать его неправильность».

Небольшие элементы также могут задавать стилистическую направленность помещения. «Использование некрупных «античных» выпуклых декоров, скажем, камей или барельефов, придаст интерьеру классический дух, – считает Светлана. – При этом эффект достигается минимальными усилиями. Например, декоративные розетки «Одеон», имитирующие мрамор, из новой коллекции «Французский стиль» просто крепятся на основную плитку при помощи специального клея, а затем элемент монтируется на стену обычным порядком. Несколько таких вставок придают четкость облику помещения и позволяют акцентировать замысел дизайнера».

Форма элементов интерьера может задавать не только стиль, но и эпоху. «Огрубите» мебель, отдав предпочтение массивным сосновым или дубовым поверхностям с минимальной обработкой, и вы получите дом в «древнескандинавском» или «древнеславянском» стиле. Добавьте витражей и цветного стекла – появится квартира в стиле «модерн». Измените окна – выберите темные рамы, уменьшите размер стекол, – и вот уже на улицу глядит викторианское здание...

«Сегодня существует немало решений, с помощью которых можно заменить окна в историческом здании, не нарушив его внешний облик, – говорит Рафик Алекперов, технический директор компании «Проплекс». – Например, можно использовать так называемые «фальш-импосты». Эти тонкие декоративные профили наклеивают на стекло с внутренней и внешней стороны. Тем самым световой проем окна визуально разделяется на части и имитируются старинные переплеты».

Продолжение следует.

Информация предоставлена пресс-службой Группы KERAMA MARAZZI


Учредитель и издатель ООО «ЦЕНТР НЕДВИЖИМОСТИ»
При перепечатке материалов ссылка на «Недвижимость Ульяновска» обязательна.
За достоверность рекламной информации ответственность несут рекламодатели.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
Тел./факс: 8 (9677) 71-71-21
Контактная информация Политика обработки и защиты персональных данных