14.05.2013 12:00
 Вероника Панкова: «Творить добро может каждый!»
Еcть известное утверждение: нравственное здоровье общества можно оценить по тому, как в нем относятся к самым слабым. Нужно ли афишировать свою доброту? И есть ли у российской благотворительности свои особенности?

На эти вопросы нам ответила Вероника Панкова, генеральный директор ООО «Родные пенаты», председатель оргкомитета Международного фестиваля творчества профессионалов рынка недвижимости и специальной премии за благотворительность и социально значимые дела «Во имя добра».



– Вероника Евгеньевна, насколько сегодня в мире популярна благотворительность?

– Перестройка странным образом повлияла на нас: в интернете, на телевидении, в кино и СМИ стало модным показывать негатив. Можно подумать, что кругом сплошные убийства, грабежи, предательства, насилие и жестокость. Внимание граждан изо дня в день акцентируется на всяких ужасах. И у людей появляется ощущение полной безнадежности и никчемности всего, они начинают задумываться о бегстве с Родины или вовсе об уходе из жизни. Вот и получается искаженная картина окружающей действительности, окрашенная черными и серыми тонами. Кажется, что все вокруг плохо. Но ведь это не так! Большинство из нас не видят и не знают, сколько хорошего каждый день делается в этом мире. Проблема в том, что люди, как правило, не говорят о добрых делах сами и никто о них не рассказывает.

Вот, например, Чак Фини, создатель сети Duty Free Shoppers. Его имя мало кому известно, хотя плодами его бизнеса пользуется весь мир. Так вот, еще с 80-х годов он все доходы от сети – а это миллиарды долларов – направляет на благотворительные цели. Вкладывает деньги в развитие университетов, щедро помогает больницам и домам престарелых. Сам при этом живет в дешевых гостиницах и ездит на подержанных автомобилях.

В течение 15 лет созданный им фонд действовал анонимно. Вышел из тени Чак случайно, буквально в последние несколько лет. Он никогда не был в списке самых богатых людей планеты, хотя за свою жизнь он заработал около семи миллиардов долларов, которые почти целиком передал на благотворительность. Сейчас ему уже 81 год, но он по-прежнему активно занимается добрыми делами. Уникальный человек, который заявил, что в ближайший год планирует оставшиеся заработанные деньги передать в основанный им благотворительный фонд. Насколько я знаю, о нем уже планируют снять кино.

– Действительно красивая история. Но такая тайная помощь скорее исключение. Гораздо чаще на Западе люди не стесняются рассказывать о сделанном ими добре. В России же совсем иная ситуация.

– Год назад я была участницей одного очень большого международного мероприятия в США, на котором компании буквально соревновались в том, сколько денег собрали на благотворительность за 2011 год. В России почему-то предвзято относятся к благотворительности. Стоит кому-нибудь хотя бы заикнуться, что передал игрушки в детский дом, как все дружно решают, что он зарабатывает имидж доброго человека за счет чужих несчастий.

Кроме того, благотворительная деятельность сразу привлекает пристальное внимание налоговых органов. Для некоторых людей и компаний это тоже причина не говорить о своих достижениях. Такое положение дел, на мой взгляд, надо срочно менять. Рассказывая о добрых делах, мы надеемся, что люди, узнав о них, тоже начнут помогать другим. В ноябре 2012 года мы проводили межрегиональный круглый стол на тему «Нужен ли пиар благотворительности?». В нем принимали участие сотрудники компаний из 12 городов России.

– И каковы были итоги?

– Оргкомитет номинации не ожидал, что тема, которую мы затронули, вызовет диаметрально противоположные выступления. Высказывались аргументы против того, чтобы компании рассказывали о своих добрых делах. Звучали и слова о том, что говорить необходимо, чтобы вдохновлять других на что-то полезное для общества.

По окончании мероприятия, которое продолжалось в два раза дольше, чем было запланировано, большинство проголосовали за то, что говорить о добрых делах надо. Но лучше если это будет делать кто-то третий, чтобы общественность не воспринимала добрые инициативы как желание компании и людей пиариться на чужой беде. Конечно же, нужно рассказывать о том хорошем, что люди делают. Потому что это вдохновляет на добрые дела других! И просто чтобы все убедились – мир не так плох, каким его часто сегодня представляют.

Одна из наших сотрудниц, например, пообщавшись с ребятами-волонтерами, сказала: «Я даже подумать не могла, что люди буквально рядом со мной делают столько добра!».

И еще важный момент – компании как на рынке недвижимости, так и в других сферах начинают задумываться не только о заработке, но и о пользе, которую могут принести обществу. И надо как можно настойчивее донести до них мысль: благотворительность необходима. Не только тем, кому они помогают, но и им самим. Мы за социально ответственный бизнес.

– Вы председатель оргкомитета Международного фестиваля творчества профессионалов рынка недвижимости. В прошлом году на фестивале учредили специальную премию рынка недвижимости за социально значимые дела и благотворительность «Во имя добра». Как появилась идея премии?

– Когда фестиваль вышел на международный уровень, и в нем появилось аж шесть номинаций, мы постарались рассказать обо всех его участниках. В том числе и об их хобби. И вдруг выяснилось, что очень многие наши друзья и коллеги посвящают свободное время социально значимым делам. Например, участник из Магнитогорска, отец четверых детей, много лет участвует в марафонах по всему миру. Он хочет таким образом выразить гордость за свою страну, помочь ей. И подобных историй множество. Но больше всего меня потрясло, как много людей в нашей профессии помогают кому-то. Люди устраивают поэтические вечера для ветеранов, выступают в больницах, домах престарелых, занимаются с детьми, лечат и пристраивают бездомных животных. Или, например, участник вот уже несколько лет проводит Спешиловские чтения в Очере Пермского края.

Тогда у нас появилась идея рассказать обо всех этих людях и их делах, о том, как они дарят радость кому-то. При этом мы не ставили целью выявить лучших – как можно измерить степень доброты? Нам хотелось рассказать обо всех. Поддержать тех, кто бескорыстно отдает этому миру частицу своей души. Безусловно, мы очень надеемся, что, когда многие узнают о том, что делают люди рядом с ними, кто-то захочет поддержать их деньгами или личным участием.

– Как участники фестиваля отнеслись к идее рассказать об их добрых делах во всеуслышание?

– Тут мы столкнулись как раз с уже перечисленными трудностями восприятия. Все наши герои очень скромные, никому из них не хотелось хвастаться совершенными делами. Они говорили: «Я не для пиара стараюсь». Чуть ли не сутками приходилось бегать за людьми и упрашивать разрешить рассказать о том, что они делают. Я даже усомнилась в целесообразности премии. Чтобы рассеять сомнения, ездила к оптинскому старцу Илии. И он сказал очень важные и нужные слова: «Из множества маленьких рек получается большая река. Из множества маленьких дел получается большое добро. Рассказывать надо, но чтобы не люди о себе говорили, а чтобы говорили о них».

Не все творящие добро все же разрешили о себе поведать, но мы не теряем надежды. Так что если кто знает таких людей, звоните или пишите, и мы обязательно расскажем об их начинаниях.

– А были ли примеры того, как рассказы об уже совершенных хороших делах повлияли на других людей?

– Да, конечно. Я знаю, что после фестиваля коллеги из питерского офиса стали регулярно сдавать кровь. А один наш клиент отвез в детский дом партию компьютеров. Еще общими усилиями нашли спонсора, который помог приехать в Москву 18 детям-сиротам из Северодвинска. Примеров множество. И с каждым днем узнаю все больше людей, которые действительно делают мир лучше!

– Есть точка зрения: чтобы оказывать действительно весомую помощь, нужно быть очень богатым. Многие и помогали бы, но нет ресурсов.

– Я убеждена: чтобы быть добрым, большие деньги не нужны. Вот мои коллеги участвуют в волонтерском движении. Они регулярно ездят в госпиталь имени Бурденко, где лечатся дети с очень тяжелыми заболеваниями, в том числе с онкологией. Больных малышей привозят к специалистам со всей страны и, к сожалению, родители не всегда могут оставаться с ними на весь срок лечения. Конечно, дети тоскуют без мам. И вот мои коллеги-риэлторы два раза в неделю на протяжении двух лет приезжают к этим ребятам и развлекают их: проводят мастер-классы, учат шить, рисовать, вязать, лепить. Отвлекают ребятишек от боли, от тяжелых впечатлений, помогают им пережить тоску по родителям. Надо видеть, как мальчики и девочки радуются, когда у них получается! А потом дарят сделанные вещи докторам и медсестрам или тем деткам, кто совсем слаб и лежит в палатах, не в силах передвигаться. Никакими деньгами такую помощь не заменить. Я лично восхищаюсь этими хрупкими девчонками.

Сама смогла провести такой мастер-класс только один раз! Больно смотреть на малышей в бинтах, ждущих чуда и умеющих радоваться мелочам! Поклон вам, девчонки!

В этом же госпитале есть «коробки храбрости», куда люди складывают разные игрушки, приятные мелочи – в общем, все, что любят дети. И после операций и тяжелых процедур пациенты могут взять из этой коробки разные сюрпризы. Их это очень радует. Получается настоящее маленькое волшебство, которое позволяет детям забыть о пережитом страхе. А творят его люди. Мои коллеги-волонтеры активно в этом участвуют, в офисах агентств недвижимости собирают вещи для таких коробок. И каждый желающий может помочь сделать маленькое чудо.

Или еще пример. Уже много лет в Москве успешно действует движение «Пригласи сироту в гости». Дети из северодвинской школы-интерната каждые каникулы приезжают в столицу. Для них здесь готова интересная программа: музеи, театры, зимой новогодние праздники. Но важнее всего даже не развлечения. Все это время дети живут в семьях. Пригласить к себе гостя может практически любая семья. А для воспитанников интерната это бесценный опыт. Для них невероятно важно получить навыки социализации. Согреться в домашнем тепле, научиться элементарным для нас вещам: идти на компромиссы, готовить завтрак, делать подарки.

Кстати, некоторые из семей успевают так прикипеть к своим гостям душой, что потом их усыновляют. Одну такую пару я знаю лично. У них, кстати, есть родной ребенок. И маленький гость так крепко влился в их дружную семью, что его не захотели отпускать, он тоже стал для них родным.

– К сожалению, не у всех хватит душевных сил для такого дела…

– Конечно. Но ведь это не единственный способ творить добро. Кто хочет – ищет возможности. Иногда огромной помощью может оказаться… даже статья в журнале. Как, например, в случае со строительством Спасо-Вознесенского собора в Ульяновске. Работы велись с середины 90-х.  Оставалось только достроить крышу. И тут грянул кризис. Как результат – денег нет, а собор остался без кровли. Значит, его ждет неминуемое разрушение.

Протоиерей Алексий Скала, который был инициатором работ, обратился за помощью к местной риэлторской компании. Люди согласились помочь. Глава компании лично внес некоторую сумму. Редактор журнала «Недвижимость Ульяновска» придумала интересный ход – сделать серию публикаций «В лучших традициях Руси» о соборе, о его истории и уникальной ценности. После второй публикации бизнесмен из Саратова перечислил недостающую сумму — восемь миллионов рублей. Благодаря чему удалось погасить долги и до наступления зимы сделать кровлю.

– А что делать тем, у кого времени нет, зато есть деньги? Не проще ли передать средства в благотворительный фонд?

– Таких фондов в России много. Но, к сожалению, сегодня их имидж в глазах общества далеко небезупречен. То и дело вспыхивают скандалы, связанные с неправильным использованием денег. Нарушение совершит один фонд, а дискредитированы в результате будут все. Но дело даже не в этом. Просто, доверяя фонду-посреднику, ты не видишь самого результата.

А вот когда помогаешь кому-то «из рук в руки», это ни с чем не сравнимое ощущение! Когда ты видишь, что благодаря тебе счастлив ребенок, спасено от голодной смерти животное, построена больница или церковь — это вдохновляет невероятно! Начинаешь понимать, что на самом деле в твоих силах сделать этот мир лучше!

Помните притчу про мальчика и морские звезды? «Я не мог спасти всех, но могу сделать многое для одной!» Поэтому мы все же за адресную помощь. Хотя, конечно, тут каждый сам решает. Главное – не остаться равнодушным к несчастьям других.

– Возьмем ситуацию: человек захотел делать чтото хорошее. С чего ему начать?

– Оглянуться вокруг. Рядом всегда есть те, кому нужны ваши помощь и защита. Социально значимых дел очень много. Это и строительство мостов, и создание интересных стенгазет для школ, и благотворительные концерты, и многое другое. Подумайте, что вы умеете хорошо делать: ваши таланты непременно кому-то пригодятся.

Для каждого найдется доброе дело по силам. Дети, старики, бездомные животные… В этом мире столько беззащитных и слабых! Поделитесь с ними теплом своей души. Для них это будет бесценным даром! Пишите нам, и мы подскажем, кому сегодня жизненно необходима ваша помощь!

Беседовала Мария Казыханова.
Информация предоставлена оргкомитетом фестиваля «Вдохновение».


Учредитель и издатель ООО «ЦЕНТР НЕДВИЖИМОСТИ»
При перепечатке материалов ссылка на «Недвижимость Ульяновска» обязательна.
За достоверность рекламной информации ответственность несут рекламодатели.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
Тел./факс: 8 (9677) 71-71-21
Контактная информация Политика обработки и защиты персональных данных