23.08.2004 12:00
 Техническое регулирование – один из методов государственного регулирования экономики

Прошел год с момента принятия Закона РФ "О техническом регулировании". Несмотря на то, что основные элементы технического регулирования – стандарты, процедуры подтверждения и соответствия, аккредитации, контроль и надзор – в России имеются, все они требуют существенной доработки, так как на данный момент они создают необоснованные и избыточные барьеры в торговле.
Необходимость принятия этого закона была продиктована:
– международным уровнем – для вхождения России во Всемирную Торговую Организацию (ВТО);
– национальным уровнем – для повышения конкурентоспособности отечественной продукции и услуг и повышения их безопасности для потребителя и окружающей среды;
– региональным уровнем – имеется в виду самостоятельность предприятий, их способность изучать и применять на практике предложенные "правила игры".

Технические регламенты призваны регулировать уровень безопасности, а стандарты – нормы и методики.
Понятие безопасности включают не только защиту жизни, здоровья людей, животных и растений, но также защиту имущества, охрану окружающей среды и предупреждающих действий, вводящих потребителей в заблуждение.

В настоящее время в России около 120 действующих законов подлежат приведению в соответствие с законом "О техническом регулировании", кроме того, за прошедший период проведена работа по гармонизации отечественных стандартов с международными. Национальные стандарты (ИСО ГОСТ Р) являются не только инструментом технического регулирования, но и основной доказательной базой. Именно поэтому при создании закона "О техническом регулировании" в основу были положены международные принципы нового подхода, которым соответствует концепция ИСО.
Стандарты ИСО носят культурологический характер, так как учитывают ориентацию на потребителя и методы управления, что меняет менталитет коллективного сознания и культурную среду в организации в целом.

В современном мире резко возрастает роль стандартов в любой сфере деятельности и представляется актуальным рассмотреть стандарты ЖКХ, которые являются обязательными для всех собственников. При бесконечных дебатах при очередном повышении тарифов на услуги ЖКХ, власти города также ссылаются на стандарт, на его требования. И это верно: повышение тарифов стимулирует рост эффективности и качества обслуживания. Однако мы видим (и на собственном кармане ощущаем) нескончаемый рост тарифов без улучшения качества услуг, а иногда и без их предоставления.

Рассмотрим основные (минимальные) стандарты жилья:
– отсутствие повреждений строительных конструкций жилых домов;
– содержание инженерных систем жилых домов в соответствии с действующими нормативными требованиями;
– соответствие санитарного состояния подъездов, лестничных клеток и маршей, лифтов, подвалов, чердаков, мусоропроводов действующим нормативным требованиям;
– соответствие наружного вида здания архитектурно-планировочным решениям;
– допустимые единовременные и суммарные перерывы за расчетный период в водо-газо-тепло-электроснабжении и водоотведении в соответствии с действующими нормативными требованиями, а также развитием и износом основных фондов объектов инженерной инфраструктуры;
– состав и свойства холодной и горячей воды в соответствии с установленными органами Госкомсанэпиднадзора нормативами;
– другие требования.

Установление требований по качеству содержания и ремонта жилых домов, разработанных на основании минимальных стандартов качества жилья, являются неотъемлемой частью договоров подряда на обслуживание, найма жилых помещений, а также обслуживания приватизированного жилья в домах муниципального жилищного фонда.

Стандарты качества выполняют роль нормативов по эксплуатации жилищного фонда и включают следующие виды услуг по содержанию и ремонту жилищного фонда:
– осмотры технического состояния жилых зданий;
– наладка инженерного оборудования жилых зданий;
– работы аварийного характера;
– подготовка к сезонной эксплуатации жилых зданий;
– работы, выполняемые при техосмотрах и по заявкам населения в счет платы за техническое обслуживание зданий;
– услуги по заявкам населения (за счет собственных средств) по обслуживанию и содержанию жилых зданий и придомовых территорий;
– работы по уборке лестничных клеток жилых жомов и мусоропроводов;
– работы по уборке придомовых территорий.

Если посмотреть на ситуацию в нашем городе сквозь призму требований вышеупомянутых стандартов и оказания услуг, то разумно задать вопрос: а способны ли службы ЖКХ выполнить эти требования, готовы ли сами работники этой службы оказывать качественные услуги, и умеют ли власти рационально использовать финансовые ресурсы?
В настоящий момент на муниципальном уровне ни стандарты, ни правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда законодательно не закреплены и, следовательно, в городе нет единой технической политики в жилищной сфере, которая направлена на защиту законных прав и интересов, безопасности и здоровья граждан – собственников и пользователей жилищного фонда, а также обеспечение сохранности городского жилищного фонда.
На наш взгляд, в вопросе реформирования ЖКХ города сначала нужно вернуться к исходной позиции, и только закрепив нормативными актами стандарты и правила технической эксплуатации жилищного фонда, начинать реформу.

Раиса БЕЙСОВА, член-корреспондент международной ассоциации качества



Учредитель и издатель ООО «ЦЕНТР НЕДВИЖИМОСТИ»
При перепечатке материалов ссылка на «Недвижимость Ульяновска» обязательна.
За достоверность рекламной информации ответственность несут рекламодатели.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
Тел./факс: 8 (9677) 71-71-21
Контактная информация Политика обработки и защиты персональных данных