Человек,
желающий приобрести квартиру с помощью ипотечного кредита, стоит на
распутье. Путь первый – самостоятельно обратиться в банк, путь второй
– попросить о помощи ипотечного брокера, и, наконец третий – отправиться
в риэлторское агентство. Попробуем разобраться, какой из них наиболее
эффективен. За что же, собственно, с клиентов "дерут деньги"?
Решив воспользоваться некой платной услугой, потребитель хочет получить
отличный сервис за адекватную цену.
Путь ¦ 1.
Идем в банк "без посредников"
Первое, что приходит в голову – обратиться в банк лично. Сегодня у каждого
банка есть сайт, где точно указаны координаты специалиста по ипотеке.
Предварительную консультацию вам дадут прямо по телефону или вышлют
на электронную почту, но окончательное решение, выдавать ли вам кредит,
банк примет, разумеется, не только после личной встречи, но и после
успешного прохождения андеррайтинга – проверки платежеспособности клиента.
Однако у такой самостоятельности есть два очень существенных недостатка.
Во-первых, банков много, а клиент – один. Любой банк имеет право отказать
в выдаче кредита. Как показывает практика, причины отказа могут быть
как объективными, так и субъективными. Случай из жизни: молодой женщине
банк отказал в кредите лишь потому, что ее муж – молдаванин по национальности.
Еще один минус заключается в том, что "чайнику" очень трудно
сориентироваться в большом количестве ипотечных программ и выбрать наиболее
выгодное предложение. Клиент, который обращается в банк напрямую, обычно
берет то, что дают. Не всегда то, что декларируется, старательно претворяется
в жизнь. Шанс получить кредит в банке измеряется отрицательными величинами,
потому что ипотечная программа для него – не главное, может, он и выдает
два кредита в год, да и то – все больше "своим".
Впрочем, тех, кто готов потратить время на самостоятельный поиск подходящей
программы, ждет вознаграждение – это и в самом деле наиболее экономный
путь. В виде различных комиссий вы заплатите банку примерно 1-1,5% от
стоимости кредита.
Путь ¦ 2.
Обращаемся к ипотечному брокеру
В профессиональные задачи кредитных брокеров входит не только помощь
клиенту в сборе пакета документов, необходимых для получения кредита.
По совести сказать, многие документы клиенту в любом случае придется
собирать самому – ведь не поедет же брокер к вам на работу, чтобы сделать
ксерокопию вашей трудовой книжки.
Главной услугой ипотечного брокера является разработка персональной
кредитной линии для каждого клиента. Брокер поможет клиенту "договориться
с банком на берегу", с учетом потребностей и возможностей конкретной
семьи. Ведь один клиент рассчитывает быстренько погасить кредит, и для
него важно отсутствие длительных мораториев банка на досрочное погашение,
а также серьезных штрафов. Другой клиент, напротив, точно знает, что
будет платить все 20 лет, и для него важно выбрать программу, предусматривающую
минимальный первоначальный взнос и низкую годовую процентную ставку.
Потенциальному заемщику гораздо проще получить одобрение банка при поддержке
"своего" ипотечного брокера, нежели действуя самостоятельно.
Дело не в круговой поруке, как полагают обыватели. Самостоятельно человек
может обратиться лишь в отдел банка, который работает с физическими
лицами. А ипотечный брокер пройдет дальше – в отдел по работе с партнерскими
программами, где работают более квалифицированные банковские служащие
и решения принимают более обоснованно.
Кроме того, ипотечный брокер старается снизить различные накрутки банка,
неизбежно сопровождающие получение кредита. Обычный результат – "падение"
банковских комиссий вдвое. Работа ипотечного брокера заканчивается,
как только банк выдает одобрение на кредит, но каждое крупное ипотечное
агентство имеет контракты о сотрудничестве с грамотными риэлтерами,
и по желанию клиента эти риэлтеры подключаются на последнем этапе сделки.
Путь ¦ 3.
Риэлтор с брокерскими замашками
В сентябре 2007 года Российская гильдия риэлторов поставила вопрос о
том, что каждый риэлтор должен на профессиональном уровне разбираться
в ипотечных сделках. Сегодня большинство агентств недвижимости отправляют
персонал на курсы повышения квалификации, принимают в штат компании
ипотечных брокеров.
В компании клиент получает полный комплекс услуг, в том числе и помощь
в получении ипотечного кредита. Ипотечные услуги риэлторов, как правило,
входят в стандартный комиссионный сбор – 3% от стоимости купленной квартиры.
По материалам www.bsn.ru