В
предыдущей статье нами был сделан вывод, что посетители ходят в ТЦ,
прежде всего, для выбора товара и его покупки. Они отслеживают
модные тенденции, изучают ассортимент и приобретают выбранный ими товар.
Однако при планировании торговых зон, подборе арендаторов, распределения
между ними площадей данных о цели посещения будет не достаточно. Важно
знать, с кем потенциальные покупатели предпочитают посещать ТЦ.
Если, например, потенциальный покупатель предпочитает посещать торговые
центры всей семьей и найдет все необходимые товары для всех членов семьи
в одном месте, то он, возможно, больше никуда не пойдет. Если учесть,
что потребителей, в большинстве своем, "ленив" (старается,
где это возможно, облегчить себе задачу), то при положительном опыте
(покупка в одном месте товаров соответствующего уровня качества по приемлемой
цене для всех членов семьи в одном месте), скорее всего, будет посещать
данный ТЦ до тех пор, пока "положительный опыт" будет находить
свое подтверждение при последующих посещениях.
Для того чтобы выяснить, с кем потребители предпочитают посещать торговые
центры, 800 респондентам был задан вопрос: "С кем Вы предпочитаете
посещать ТЦ?".
В результате было получено, что только 20% респондентов предпочитают
одни ходить по торговым центрам. Из 80% опрошенных респондентов, которые
предпочитают посещать ТЦ в компании: 47% обычно приходят с подругой,
15% – с молодым человеком/мужем, 11% – с друзьями, 4% – с мамой, 2%
– с дочерью, 1% – с семьей.
Так как 80% респондентов предпочитают ходить в компании в торговые центры,
можно сделать вывод, что проходимость ТЦ (число посетителей) отличается
от числапокупок. Рекомендуется определять поток и, зная процент покупок
от потока, планировать и регулировать объем продаж.
Для
удобства постоянного отслеживания изменения потока посетителей, выявления
тенденций и их сопоставление с факторами, которые могут влиять на проходимость
(например, сезонность определенных товаров или услуг, влияние погодных
условий), были изобретены "счетчики проходимости". В настоящее
время есть достаточное количество разновидностей данного устройства.
Но все они служат одной цели – подсчет числа посетителей. Причем важно
устанавливать данные счетчики не только на входе в ТЦ, но и на входах
в отдельные бутики. Что обеспечивает контроль on-line привлекательности
определенных брендов, а также подсчет доли продаж определенных брендов
относительно числа посетителей.
Подобный постоянный учет будет выгоден как для руководителя ТЦ, так
и для арендаторов, так как поможет контролировать и управлять потоком
посетителей с помощью применения стимулирующих маркетинговых мероприятий,
а также строить прогнозы относительно уровня продаж и доли продаж определенных
брендов.
Однако, важно помнить, что покупка покупке рознь. Иными словами, стоимость
покупок может быть разной. Поэтому важно учитывать не только долю покупок
относительно количества посещений (доля продаж с количественном выражении),
но и анализировать сумму, на которую совершается покупка (доля продаж
в стоимостном выражении) для составления портрета типичного покупателя
и анализа среднего чека.
Если средний чек уменьшается, то это может свидетельствовать о том,
что платежеспособные покупатели уходят из данного торгового центра и
пора применять меры по их удержанию.
Виктория
Трофимова, руководитель направления "Коммерческая недвижимость"
Информация предоставлена АМР "Результат", т. 44-30-75, www.amr-rezultat.ru