15.11.2004 12:00
 Проблемы строительного комплекса

Строительный комплекс в России в связи со спадом производства испытывает крайне тяжелое финансовое положение.
В настоящее время основной продукцией многих строительных предприятий является жилищное строительство. Но снижение покупательной способности населения с одной стороны и рост цен на строительные материалы и энергоносители с другой стороны превращают данный вид деятельности, решающий важнейшую социальную задачу, в нерентабельный.
Еще более увеличивают затраты предприятий сборы (платежи) на так называемое "развитие городской инфраструктуры". Практикуемые сегодня во многих городах России подходы к сборам на развитие инфраструктуры учитывают многие факторы, включая правовую и экономическую системы и отношение к градостроительству. Сложилось общераспространенное, но часто ошибочное мнение, что такая важнейшая для большинства городов России социальная задача, как строительство жилья его гражданам, является очень прибыльной деятельностью и сможет выдержать значительные платежи и сборы. Экономически необоснованные и чрезмерно высокие сборы на развитие инфраструктуры препятствуют строительству жилья и вынуждают к перемещению этой деятельности в другие географические районы. Истинную цену таких сборов будут платить жители города в форме сокращения количества рабочих мест и уменьшения объема собираемых налогов.
Указанные платежи являются обязательными. При этом не предполагается, что объем услуг в рамках обеспечения городом застройщиков земельными участками под строительство, выдачи технических условий и т.п. соответствует сумме отчислений. Тем самым все плательщики отчислений уравниваются в правах, а сами отчисления носят обезличенно-безвозмездный характер, т.е. представляют собой индивидуально- безвозмездные платежи. Их взимание осуществляется в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципалитетов. Согласно части 2 статьи 2 ФЗ от 31 июля 1998 года "О введении в действие части 1 НК РФ" впредь до введения в действие статей 13, 14 и 15 части 1 НК РФ налоги, сборы, пошлины и другие платежи в бюджет или внебюджетный фонд, не установленные статьями 19, 20 и 21 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ", не взимаются.
Значительно дорожает строительство и за счет сложной и длительной процедуры получения пятен под застройку, прохождения согласительных процедур по выдаче технических условий для подключения к действующим инженерным коммуникациям. Часто технические условия устанавливаются завышенными. Застройщик вынужден выполнять подобные условия, развивая, таким образом, за счет собственных средств инфраструктуру частных и прочих компаний, а те, в свою очередь, являясь локальными монополистами в сфере оказания конкретного вида услуг, не вкладывая в такое развитие собственных средств, получают бесплатную возможность расширения объема оказания своих услуг населению и городу.
Часть создаваемых в процессе нового строительства объектов городской инженерной инфраструктуры при вводе домов в эксплуатацию безвозмездно и с упорным противодействием с их стороны передаются на балансы муниципальных унитарных предприятий. Но часть таких объектов безвозмездно "получают" в свою собственность предприятия иной формы собственности, которые, получив для своего дальнейшего развития совершенно новые основные средства и не вложив туда ни рубля своих денег, с первого же дня получают возможность стоимость полученных фондов относить на себестоимость оказываемых услуг или производимой продукции, тем самым ещё более увеличивая долю расходов населения и городского бюджета.
Одним из выходов в решении данной проблемы видится следующий вариант: немуниципальное предприятие-"получатель такого подарка" обеспечивает их получение своими долговыми обязательствами, которыми застройщик рассчитывается с городом, а город погашает свои платежи и часть платежей населения этому "локальному" монополисту.
Продолжение же сохранения подобного дискриминационного подхода не способствует решению важнейшей социально-значимой проблемы города – строительства жилья гражданам, и, как следствие – его роста и экономического развития, сдерживает привлечение инвестиций в строительство. Очевидно и то, что город не может продолжать финансирование содержания и ремонта коммунальных сетей за счет налогообложения только нового строительства и тем более – типового жилья для его граждан.
Необходимо рассмотреть порядок создания объектов городской коммунальной инфраструктуры: магистральных сетей канализации, водопровода, связи и энергообеспечения, диспетчеризации лифтов, расширения котельных, трансформаторных подстанций и многого другого – путем передачи функций заказчиков данных объектов непосредственно организациям, определяющим данные технические условия и получающим в последующую эксплуатацию создаваемые объекты. При этом застройщики могут выступать инвесторами данного строительства с последующей компенсацией в пропорциональных размерах средств, потраченных на такое финансирование, потенциальными будущими пользователями (абонентами, жильцами и т.п.).
Владимир КОЗИН,
коммерческий директор
Димитровградского управления строительства



Учредитель и издатель ООО «ЦЕНТР НЕДВИЖИМОСТИ»
При перепечатке материалов ссылка на «Недвижимость Ульяновска» обязательна.
За достоверность рекламной информации ответственность несут рекламодатели.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
Тел./факс: 8 (9677) 71-71-21
Контактная информация Политика обработки и защиты персональных данных