Строительный
комплекс в России в связи со спадом производства испытывает крайне тяжелое
финансовое положение.
В настоящее время основной продукцией многих строительных предприятий
является жилищное строительство. Но снижение покупательной способности
населения с одной стороны и рост цен на строительные материалы и энергоносители
с другой стороны превращают данный вид деятельности, решающий важнейшую
социальную задачу, в нерентабельный.
Еще более увеличивают затраты предприятий сборы (платежи) на так называемое
"развитие городской инфраструктуры". Практикуемые сегодня
во многих городах России подходы к сборам на развитие инфраструктуры
учитывают многие факторы, включая правовую и экономическую системы и
отношение к градостроительству. Сложилось общераспространенное, но часто
ошибочное мнение, что такая важнейшая для большинства городов России
социальная задача, как строительство жилья его гражданам, является очень
прибыльной деятельностью и сможет выдержать значительные платежи и сборы.
Экономически необоснованные и чрезмерно высокие сборы на развитие инфраструктуры
препятствуют строительству жилья и вынуждают к перемещению этой деятельности
в другие географические районы. Истинную цену таких сборов будут платить
жители города в форме сокращения количества рабочих мест и уменьшения
объема собираемых налогов.
Указанные платежи являются обязательными. При этом не предполагается,
что объем услуг в рамках обеспечения городом застройщиков земельными
участками под строительство, выдачи технических условий и т.п. соответствует
сумме отчислений. Тем самым все плательщики отчислений уравниваются
в правах, а сами отчисления носят обезличенно-безвозмездный характер,
т.е. представляют собой индивидуально- безвозмездные платежи. Их взимание
осуществляется в целях финансового обеспечения деятельности государства
и муниципалитетов. Согласно части 2 статьи 2 ФЗ от 31 июля 1998 года
"О введении в действие части 1 НК РФ" впредь до введения в
действие статей 13, 14 и 15 части 1 НК РФ налоги, сборы, пошлины и другие
платежи в бюджет или внебюджетный фонд, не установленные статьями 19,
20 и 21 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ", не
взимаются.
Значительно дорожает строительство и за счет сложной и длительной процедуры
получения пятен под застройку, прохождения согласительных процедур по
выдаче технических условий для подключения к действующим инженерным
коммуникациям. Часто технические условия устанавливаются завышенными.
Застройщик вынужден выполнять подобные условия, развивая, таким образом,
за счет собственных средств инфраструктуру частных и прочих компаний,
а те, в свою очередь, являясь локальными монополистами в сфере оказания
конкретного вида услуг, не вкладывая в такое развитие собственных средств,
получают бесплатную возможность расширения объема оказания своих услуг
населению и городу.
Часть создаваемых в процессе нового строительства объектов городской
инженерной инфраструктуры при вводе домов в эксплуатацию безвозмездно
и с упорным противодействием с их стороны передаются на балансы муниципальных
унитарных предприятий. Но часть таких объектов безвозмездно "получают"
в свою собственность предприятия иной формы собственности, которые,
получив для своего дальнейшего развития совершенно новые основные средства
и не вложив туда ни рубля своих денег, с первого же дня получают возможность
стоимость полученных фондов относить на себестоимость оказываемых услуг
или производимой продукции, тем самым ещё более увеличивая долю расходов
населения и городского бюджета.
Одним из выходов в решении данной проблемы видится следующий вариант:
немуниципальное предприятие-"получатель такого подарка" обеспечивает
их получение своими долговыми обязательствами, которыми застройщик рассчитывается
с городом, а город погашает свои платежи и часть платежей населения
этому "локальному" монополисту.
Продолжение же сохранения подобного дискриминационного подхода не способствует
решению важнейшей социально-значимой проблемы города – строительства
жилья гражданам, и, как следствие – его роста и экономического развития,
сдерживает привлечение инвестиций в строительство. Очевидно и то, что
город не может продолжать финансирование содержания и ремонта коммунальных
сетей за счет налогообложения только нового строительства и тем более
– типового жилья для его граждан.
Необходимо рассмотреть порядок создания объектов городской коммунальной
инфраструктуры: магистральных сетей канализации, водопровода, связи
и энергообеспечения, диспетчеризации лифтов, расширения котельных, трансформаторных
подстанций и многого другого – путем передачи функций заказчиков данных
объектов непосредственно организациям, определяющим данные технические
условия и получающим в последующую эксплуатацию создаваемые объекты.
При этом застройщики могут выступать инвесторами данного строительства
с последующей компенсацией в пропорциональных размерах средств, потраченных
на такое финансирование, потенциальными будущими пользователями (абонентами,
жильцами и т.п.).
Владимир КОЗИН,
коммерческий директор
Димитровградского управления строительства
15.11.2004 12:00
Проблемы строительного комплекса