Традиция помощи обездоленным людям всегда жила в среде российского купечества, и даже существовало поверье в купеческой среде, что Господь Бог дал им деньги в пользование и потом потребует за это отчета: как они распорядились капиталами, на что их направили.
Направляло купечество свои капиталы на разные дела, но особенно на храмы, больницы и богодельни. Были богодельни и у нас в Симбирске. Сейчас в здании бывшей городской богодельни располагается УВАУГА, храм уничтожили при советской власти, и мало кто из горожан знает о первоначальном назначении этих старинных зданий. Богодельни в царской России учреждались «для призрения престарелых и убогих лиц обоего пола, не имевших средств к существованию».
Первая из городских богоделен – Николаевский дом призрения – была открыта симбирским купечеством 6 декабря 1840 года в память посещения Симбирска Николаем I. Вторая часть дома призрения – детский приют – был учрежден «в память избавления Его Императорского Величества, Государя Императора Александра Николаевича от угрожавшей ему опасности 2 марта 1879 года». Третью и четвертую части богоделен – дом призрения престарелых граждан города Симбирска и приют для детей – были открыты благодаря стараниям потомственного почетного гражданина, 2-й гильдии купца А.П. Кирпичникова.
Детей Алексей Петрович не имел, и, входя в комитет Николаевского дома неимущих граждан, еще при жизни пожертвовал два собственных дома на углу Ярмарочной площади и Новоказанской улицы (угол улиц Гагарина и Можайского) для городской богодельни и детского приюта.
С 1887 года по духовному завещанию Алексея Петровича его вдова Анастасия Александровна стала ежегодно вносить «в пользу двух приютов в городе Симбирске – одного для сирот обоего пола, а другого – для престарелых лиц» по 50 тысяч рублей. На особые средства, «пожертвованныя для этой цели А.П. Кирпичниковым и другими благотворителями», 19 октября 1886 года при городской богодельне был открыт «поместительный и благолепный храм во имя святого Александра Невского».
За четыре года сумма пожертвования составила 200 тысяч рублей, на которые город в 1893 году открыл новую богодельню и назвал ее именем дарителя – богодельней имени А.П. Кирпичникова. 28 марта 1894 года симбирский купец Александр Петрович Конурин предоставил в распоряжение города 110 тысяч рублей на постройку и содержание «нового дома для богодельни и детского приюта, рядом с приютом А.П. Кирпичникова». Богодельня имени А.П. Конурина распахнула свои двери с 1 января 1896 года.
Не менее значимыми были и постоянные пожертвования симбирских купцов на содержание коек для беднейших жителей Симбирска при больницах и богодельнях. Среди фамилий дарителей мы встречаем известные купеческие фамилии: Н.А. Чебоксаров, Н.Я. Шатров, П.С. Балакирщиков, П.А. Пастухов, В.А. Арацков, Н.К. Ананьин и другие.
О внутреннем распорядке жизни богоделен можно узнать из воспоминаний А.Н. Калининой, которая работала в то время в магазине купца Ш.А. Абушаева. По ее воспоминаниям, «со стороны улицы Гагарина жили девочки, с другой стороны – мальчики, внизу – больные, в середине наверху – старики, где сейчас кинотеатр – была церковь. Все ходили в синем, в белых фартуках. Заведовала Бородина, управляющим был Никонов Алексей Андреевич. … Кормили в богадельне хорошо, на праздники давали пироги».
А в «Обзоре Симбирской губернии за 1898 год» рассказывалось о жизни детского приюта при богодельнях. В приют на полное содержание принимались сироты и дети беднейших жителей Симбирска «обоего пола» в возрасте от 5 лет. При достижении им школьного возраста всех детей обучали грамоте в школе, расположенной в приюте. Особо успешные мальчики затем могли поступить в ремесленные училища имени М.В. Лебедева и графа В.В. Орлова-Давыдова, остальные же распределялись по разным частным мастерским или «отдавались в услужение». Девочки при достижении ими 14 лет поступали в городскую школу кройки и шитья, или также «отдавались в услужение» частным лицам.
Таким образом, благодаря городским богодельням обездоленные люди младшего поколения получали путевку в жизнь. Молодые люди не просто жили эти годы до совершеннолетия за счет богодельни, а получали и общее начальное образование, и профессию. Обездоленных стариков в городе тоже не бросали на произвол судьбы. И все это стало возможным благодаря деятельности симбирского купечества в целом, и в особенности благим делам А.П. Кирпичникова и А.П. Конурина.
Андрей Ганин,
научный сотрудник ФГУК ГИММЗ «Родина В.И. Ленина»,
музей «Симбирское купечество», ул.Ленина, 75а
научный сотрудник ФГУК ГИММЗ «Родина В.И. Ленина»,
музей «Симбирское купечество», ул.Ленина, 75а