Как обустроить рынок недвижимости
в Саратове?
Открытое письмо риэлторам Саратовской области, членам НП «САРФ», руководству РГР
Грустно давать оценку качеству риэлторских услуг в Саратове и уровню цивилизации рынка недвижимости нашего региона в целом (за исключением г. Балаково). Рынок неэксклюзивный, имидж профессии риэлтора крайне низкий, корпоративные интересы риэлторского сообщества не обозначены и не реализуются.
В отсутствии цивилизованного рынка можно забыть об общественном договоре между риэлторами и гражданами. В своей массе риэлторское сообщество Саратова обезличено. 95% звонков начинаются со слов: «Посредники беспокоят...», а 95% звонков от клиентов: «Запишите квартиру на продажу...».
Кризис не внес никаких корректив в порочный алгоритм работы экскурсионного типа риэлторов Саратова. Продавцы недвижимости не хотят оплачивать работу риэлтора, т.к. риэлтор не может внятно объяснить в чем заключается такая работа. Анализ развития рынка недвижимости в Северной Америке, Европе и России позволяет легко ответить на вопросы «Кто виноват?» и «Что делать?».
Правила игры на этом рынке устанавливают его профессиональные участники. Сообщество должно быть готово к тому, что им рано или поздно придется устанавливать стандарты своей работы, тарифицировать работу своих агентств и ограничивать вход на информационное пространство недобросовестных участников.
Соответственно, я ответил на два вопроса одним предложением. Виновато профессиональное сообщество, т.к. потребители услуг всегда действуют по установленным правилам, а на вопрос «Что делать?» ответ лежит на поверхности – необходимо работать. Нельзя сделать все и сразу и пройти за один месяц или год столетнюю историю развития Национальной Ассоциации Риэлторов США. Обязанность профессионалов – обозначить задачи и способ их реализации в виде плана мероприятий по переходу к цивилизованному рынку услуг в сфере недвижимости, а значит, к оказанию качественных риэлторских услуг.
Анализ развития профессиональных объединений в России (Екатеринбург, Пермь, Нижний Новгород) позволяет сделать вывод, что усиление влияния профессиональных сообществ происходит по мере совершенствования информационных технологий в риэлторском бизнесе. Именно информация является главной ценностью риэлтора, а ее структурирование и объединение – это главная задача риэлторского сообщества.
Основная потребность наших клиентов – получить полную, достоверную и актуальную информацию, позволяющую сэкономить время на поиск необходимого варианта. Возможности IT-технологий позволяют знакомиться с объектом посредством фотографий и видеороликов, идентифицировать место нахождения объекта на электронной карте.
Основным достоинством концентрации информации является возможность быстрого поиска по основным параметрам объекта. Становление и усиление влияния профессионального сообщества Северной Америки шло через появление и развитие мультилистинговых систем, участники которых гарантировали достоверность и актуальность информации, а в случае нарушения обязательств по поставке качественной информации выплачивали штраф, либо исключались из информационных систем.
Параллельно с ответственностью за качество предоставляемой информации, риэлторское сообщество совершенствует и свои профессиональные критерии, вырабатывая правила работы на рынке, позволяющие укрепить имидж профессии и получить конкурентные преимущества перед посредниками, работающими без таких правил.
Разумеется, все риэлторы являются конкурентами на этом рынке, но есть вопросы, которые решаются только коллегиально. Объединение риэлторов на информационном поле – самый эффективный механизм интеграции. Наибольших успехов добились те регионы, в которых были сильны профессиональные объединения (Ассоциации, Гильдии, Палаты и т.д.).
Состоянию рынка недвижимости в Саратове дает оценка деятельности местного профессионального сообщества. История развития профессионального сообщества риэлторов Саратова говорит о высоком потенциале в прошлом. Организация лицензирования на территории Саратовской области, активное участие в деятельности аттестационной и лицензионной комиссии, обучение руководителей риэлторских организаций в Санкт-Петербурге, разработка первой программы для ведения базы данных с целью создания единой базы данных в 1996 году, выпуски бюллетеней в 1995 году, участие в проекте «Пресс-Парк «Недвижимость» с 1996 по 2002 годы.
При этом АНР (Ассоциация независимых риэлторов) и САРФ (Саратовская Ассоциация риэлторских фирм) до момента их объединения имели план информационного воздействия на общество, который реализовывался не хуже, чем в других регионах. Наибольшее влияние на формирование общественного мнения добивались ассоциации в период реализации информационных проектов, в частности во время издания приложения «Недвижимость» к газете «Пресс-Парк».
Впоследствии форма стала превалировать над содержанием и, как следствие, – профессиональное сообщество (НП «САРФ») теперь находится в стадии устойчивой деградации. Данное состояние опасно прежде всего потому, что понижает самооценку риэлторов на Саратовском рынке, культивируя пассивность и неуверенность в своих силах. Как закономерный результат безволия – укоренившая мысль о невозможности изменить что-либо на рынке недвижимости Саратова. Пока участники НП «САРФ» пассивно ждут закон о СРО, который должен ограничить доступ «несертифицированных» и «неаттестованных», другие регионы работают над решением тех задач, которые можно решить только собственными корпоративными усилиями, ежедневно меняя рынок недвижимости в лучшую сторону.
В настоящее время накоплен такой материал, который позволит понять как причины деградации, так и способы выхода из затянувшегося кризиса. И единственное, что для этого нужно – это честное внутреннее желание изменить принципы работы и отношение к информационному объединению.
После того, как желание профессионального риэлторского сообщества изменить жизнь к лучшему будет понято и принято за основу, наступит вторая стадия – материализация идеи 15-летней давности. Чтобы изменить качество оказываемых риэлторских услуг в Саратове, необходима либо воля руководителей риэлторских организаций для объединения информационного пространства по принципу МЛС, либо желание риэлторов работать в этом информационном пространстве – вести базу данных в едином формате, давать предложения по совершенствованию информационных продуктов, научиться отказывать клиенту «записать квартиру на продажу», если она уже имеется в единой базе данных риэлторского сообщества, принимать активное участие в формировании правил обмена информацией, раздела вознаграждения, тарификации услуг, правил, регламентирующих риэлторскую деятельность.
Чтобы активизировать созидательные процессы, необходима как инициатива снизу, так и поддержка сверху. Мультилистинговая система существует в Саратове с 2007 года. Договор о создании и развитии СМЛС подписали 17 риэлторских организаций в 2009 году. Однако за это время, несмотря на то, что информационный ресурс достиг видимых успехов, а с 2009 года информация участников СМЛС размещается в единой базе данных РГР, большая часть профессионального сообщества (включая участников договора о создании и развитии СМЛС), провела информационный бойкот, при этом в СМЛС представляют информацию только от четырех фирм-членов НП «САРФ».
Одним из основных требований для сертификации риэлторской организации является представление информации (участие) в единой базе данных, а в случае отсутствия единой базы данных в регионе – ее создания и развития. Позиция РГР по данному вопросу могла бы активизировать отдельных членов и послужила бы определенным сигналом для функционеров риэлторских сообществ о необходимости постоянной работы на информационном пространстве.
Я не заинтересован в административной поддержке профессиональных объединений, т.к. сильные профессиональные сообщества, объединенные общей целью и задачами, являются основой РГР, но при этом руководству РГР лучше других должны быть видны процессы развития региональных ассоциаций. Высоко оценивая миссионерскую деятельность РГР, хочу отметить, что существуют вопросы, требующие доработки через механизм публичной дискуссии, например, возможность функционирования одного органа сертификации в регионе, который на определенной стадии и в определенных условиях может являться тормозом для развития региональных сообществ. Спорными являются и требования условий добровольной сертификации о невозможности использования личного жилого помещения для профессиональных целей (что противоречит статье 17 ЖК РФ). Отсутствие на официальном сайте РГР дискуссионной площадки для риэлторов также не способствует развитию региональных объединений.
Большинство риэлторов заинтересованы в усилении влияния РГР на федеральном уровне, которое, в свою очередь, должно усиливаться через активизацию региональных объединений. Анализ единой базы данных РГР позволяет сделать вывод, что Саратов не является самым слаборазвитым информационно-интегрированным регионом. Это не повод для радости, а повод для размышлений.
Почему при появившихся технических возможностях и полезном опыте информационной интеграции данные процессы не активизировались во время кризиса? Форма не должна заменять содержание, а благие намерения – реальные дела. Кроме совершенствования работы с информационными потоками, риэлторское сообщество через партнерские СМИ обязано позиционировать свое отношение к законодательным актам, правоприменительной практике в гражданском законодательстве, в злоупотреблениях в сфере недвижимости, т.е. информировать население об интересных вопросах в области недвижимости, создавая базы данных объектов недвижимости и недобросовестных посредников.
Профессиональное сообщество обязано отстаивать интересы своих клиентов в области формирования цен по кадастровой оценке земли, налоговой политики, а также «особенностях правовой экспертизы» регистрирующего органа. Активная гражданская позиция риэлторов, в случае ее последовательности и возможности освещения в СМИ, позволит активизировать процесс принятия обществом профессии риэлтор в соответствии с ее реальным значением в жизни общества.
Пассивность и безволие профессиональных сообществ приводит только к тому, что на центральном телевидении на профессиональных участников рынка недвижимости, манипулируя термином «черный риэлтор», пытаются «повесить» все издержки судебной системы, нотариата, миграционной службы, работы МВД и даже ответственность за качество товара, понимая это как «безопасность сделки».
По мнению СМИ, качество услуг риэлтора – это его личная ответственность за качество объекта недвижимого имущества, его техническое состояние и юридическую чистоту правоустанавливающих документов, что является опасным и некомпетентным заблуждением.
Разумеется, информационная интеграция не исключает и не подменяет другие инструменты построения цивилизованного рынка для профессионалов – систему добровольной сертификации качества услуг и систему государственного регулирования данного вида деятельности, но необходимость и основные условия сертификации и лицензирования также должны находить объективное освещение на информационном пространстве, влияние на которое в настоящее время лишь риэлторы Саратова оказывают на условиях платной рекламы объектов недвижимости, при этом рекламируя один до 10 раз (наперегонки) в каждом специализированном издании.
Опубликовано в журнале «Саратовская недвижимость» №9 (51) сентябрь 2010г.
Основная цель данной публикации – заставить задуматься каждого
профессионального участника рынка недвижимости о своей персональной ответственности за состояние рынка недвижимости Саратова и других регионов, имеющих схожие диагнозы.
профессионального участника рынка недвижимости о своей персональной ответственности за состояние рынка недвижимости Саратова и других регионов, имеющих схожие диагнозы.