Идея уже пришлась по вкусу японским, канадским, британским, американским и французским служащим. Смешение эстетики зеленых насаждений с практической выгодой городских ферм называют рецептом идеального офиса не только футурологи.
Никто не обязывает офисных спецов осваивать профессию фермера: колхоз, как учит история, – дело добровольное. Но мало кто из служащих находит в себе силы отказаться от удовольствия в разгар рабочего дня посмаковать озоновый коктейль, побаловать глаз естественной зеленью живой природы, отвлечься от офисной рутины и поухаживать за растениями, а после работы прихватить к столу пучок собственноручно выращенного урожая, минуя магазин.
Благодатная почва
Для России идея не настолько нова, как кажется на первый взгляд. Еще в шестидесятые годы прошлого столетия при многих крупных промышленных предприятиях существовали собственные мини-фермы, где выращивались хрюшки и корнеплоды для нужд заводских столовых. Излишки, если таковые были, продавались по символической цене сотрудникам фабрик и заводов.Образцовопоказательные городские школы имели не только собственные бассейны, но сады и теплицы. Ностальгическую (и слегка эротическую) историю о том, как 1 сентября, 35 лет назад, житель одного из крупных городов России, тогдашний первоклассник, получил из рук выпускницы выращенное в школьном саду яблоко, можно прочесть в ЖЖ. На вопрос: «Вы готовы выращивать на рабочем месте съедобные растения?» – этот человек отвечает: «За счастье!»
А одна москвичка поделилась сегодняшним опытом воспитания здоровых и плодовитых лимончиковпомидорчиков- укропчиков на территории родного офиса. Подоконники благо широкие, в кабинете тепло, помещение большое, вот и растит москвичка урожай в свободное от руководства отделом реализации время. По распоряжению генерального директора уже год рядом с зеленым оазисом стоит пара кресел. Желающие молча, дабы не мешать хозяйке кабинета, усаживаются рядом с офисным огородиком и релаксируют. Если верить хозяйке «живительного уголка», кресла никогда не пустуют.
Другой вопрос, в состоянии ли офисный огород принести его владельцу дополнительную прибыль. Смотря как подойти к делу. Московские цены за килограмм съедобной зелени редко опускаются ниже 300 рублей, а современные технологии выращивания растений позволяют получать урожай каждые две недели. Оборудование 1 кв. м плодородной основы обойдется приблизительно в 10$, т. е. затраты на офисный огород могут окупиться за полмесяцамесяц. Проблемы с реализацией товара тоже кажутся надуманными: покупателями могут оказаться ближайшие магазинчики в шаговой доступности, точки общепита или все те же сотрудники офиса, которым наверняка придется по вкусу мысль о том, что они контролируют процесс выращивания собственной пищи и принимают участие в нем.
Озоновый рай
Идею современных городских делянок громогласно воплотили в жизнь владельцы «Публичного огорода», разбитого в прошлом году на территории завода «Арма» в центре Москвы. Аренда обычной грядки 2,7 метра на 70 см стоила тысячу рублей в месяц, при условии что арендатор самостоятельно ухаживал за посадками. За пять тысяч в месяц за посаженным владельцем урожаем следили специально обученные люди, а хозяин наблюдал за процессом с помощью вебкамер. Желающих оказалось предостаточно: в первые несколько дней большинство грядок было арендовано.Сразу же после работы владельцы делянок отправлялись на миниогород и проводили наедине с грядками час, а то и два. Некоторые приходили всей семьей. Не охладило пыл новоиспеченных городских фермеров и мнение руководителя департамента природопользования и защиты окружающей среды города Москвы: мол, выращенные в черте города растения лучше не употреблять в пищу, поскольку «коэффициент загрязняющих веществ в столичном воздухе нестабилен». Но то городской «свежий» воздух, а не офисный кондиционированный! Впрочем, сама делянка в состоянии очистить воздух офиса: по мнению растениеводов, четыре зеленых кустика «лечат» в среднем 10 кв. м помещения.
Идею «офисов будущего» обеими руками поддерживают приверженцы движения «местнопитающихся», которые принципиально едят лишь продукты, произведенные в черте города или в радиусе 4 километров от него. Один из активных сторонников этого движения, французский дизайнер Матье Леоннер, специально для одной известной американской компании разработал капсулутеплицу. Сооружение вмонтировано в пол офиса, назначение теплицы – очищать воздух и поставлять к столу клерков свежую зелень. Спрос на капсулы растет с каждым днем, несмотря на немалую стоимость. Работать в офисах с вмонтированными капсулами считается большой привилегией, которую нужно заслужить.
Фермыподземелья и фермыфасады
Не менее интересен в этой связи японский опыт. Ферма, расположенная в подвале высотного здания в центре Токио, вот уже несколько лет привлекает к себе не столько туристов, сколько всех желающих прикоснуться к живительной силе природы, не выезжая из города.Особенно повезло клеркам, которые трудятся непосредственно в этом здании: на чудоогород можно спуститься в обеденный перерыв, тем более что продукты с городских грядок продаются в расположенном этажом выше магазинчике и подаются в местном кафе.
Первоначально главным назначением фермыподземелья было приобщение горожан к сельскохозяйственному труду, знакомство с премудростями сельского хозяйства людей, которые хотели бы получить вторую специальность или вовсе поменять род деятельности. Но желающих спуститься в подвал, распустить галстук, расстегнуть верхнюю пуговицу воротничка и на время окунуться в сельскую идиллию оказалось куда больше.
Японское правительство всерьез задумывается об интеграции сельского хозяйства в столичную структуру – с учетом того, что Страна восходящего солнца явно страдает от нехватки земельных ресурсов, и по прогнозам японцев, через 10–15 лет в столице намерено проживать подавляющее большинство граждан страны.
Пока японские ситифермеры осваивают подвалы и первые этажи офисных зданий, американцы и канадцы воплощают в жизнь метод вертикальных ферм. Концепция впервые официально озвучена колумбийскими учеными в апреле 2007 года, хотя разработки велись европейцами и жителями Нового Света все последнее десятилетие. И уже в прошлом году в НьюЙорке и Ванкувере появились первые городские фермы будущего. Грядки с растениями располагаются по фасаду бизнесцентров и жилых домов, современные технологии обеспечивают не менее чем тридцатикратное увеличение урожая, по сравнению с традиционным выращиванием на незащищенном грунте.
Продукты с вертикальных ферм поставляются в соседствующие магазины и рестораны. Уход за растениями после соответствующей подготовки могут осуществлять сотрудники офисов или квартир, расположенных в здании, оснащенном чудо-огородом.
Фабрики растений
В ближайших пригородах крупных японских городов уже функционируют полностью управляемые компьютерами два десятка современных фабрик растений. Стоимость одной такой фабрики начинается с миллиона долларов, но, по прогнозам экономистов, каждая окупится в течение 10 лет. Что выращивают? Фрукты, овощи, зелень, рис. Что получится, если перенести производство растений в черту города, возвести минифабрики на территории офисных центров? Срок окупаемости уменьшится благодаря оптимизации затрат на логистику – и сэкономят владельцы фабрик.А клерки обретут возможность сменить профессию или как минимум получат способ борьбы с распространенным в развитых капиталистических странах «офисным бешенством», нервным срывом по причине монотонности и цикличности городской жизни.
А мы могли бы?
Интересно мнение владельцев, арендаторов и сотрудников российских офисов по вопросу оснащения городских рабочих мест миниогородами.Елена Валерьевна, арендатор, владелец строительной компании: «Не знаю, кто этим всем будет заниматься. Вы говорите, мои сотрудники? Кто именно и в какое время? Им и так есть что делать. Я уверена, что сельским хозяйством, да и любым делом, должны заниматься специалисты. Не вижу перспектив создавать дополнительное производство на подоконнике. Может быть, если у когото это получится, я увижу, позавидую и сделаю так же. Первопроходцем в этом вопросе быть не готова. Тем более я коренной городской житель, деревню первый раз увидела, когда школу окончила, а на даче даже цветы не выращиваю, не получается».
Виктор Николаевич, арендатор, владелец компании по поставке медицинского оборудования: «Президент призывает нас вкладываться в человеческий капитал. Я согласен: кадры – это наше все, и готов во имя душевного равновесия своих сотрудников разрешить им выращивать в офисе редиску, лучок, петрушку и даже немного потратиться на это мероприятие. В коммерческий эффект офисного огорода не слишком верю. Готов сесть, обсудить, если найдутся энтузиасты, которые убедят меня в цифрах, что дело того стоит. Сомневаюсь, что найдутся покупатели на такой товар. Тем более его нужно поособому упаковать, деликатно перевозить, собирать какието справки, соблюдать ГОСТы, санитарные нормы. Много возни. Но, повторяюсь, ради моих бойцов я готов закупить какойнибудь стандартный офисный огородик – укомплектованный, в готовом виде. Пусть релаксируют и сами едят то, что вырастили. На большее я пока не способен».
Герман Игоревич, владелец офисного здания: «Вы сами говорите: это офис будущего. Возможно, в будущем и займемся. Пока в подвальном помещении выгодней оборудовать гараж или сдавать его под выездную торговлю, кафе, бар, спортзал. И это тоже полезно для клерков».
Лейла Даудовна, владелец косметической компании: «Офис, оборудованный миниогородом, сняла бы с большим удовольствием. Готова заплатить немного дороже – клиентам наверняка понравится приходить в такое место чаще. Да и сотрудникам радость: то ли офис, то ли дача, изюм какой…»
Наталья Семеновна, бухгалтер: «Конечно, я за. Так устаешь от компьютера, от цифр, от спертого воздуха в помещении, что иногда после обеда только и ждешь, когда закончится рабочий день, чтобы можно было выйти из здания, вдохнуть свежего воздуха, расслабиться, увидеть дерево, куст, птичку. Я готова в течение дня повозиться с зелеными растениями, чтобы потом работать с большим удовольствием и рвением. Не думаю, что это займет много времени – полить, прополоть.
Если мне не позволят заниматься огородом, готова просто любоваться им в течение дня. Полагаю, что работать буду продуктивней. Куплю ли я зелень с офисного огорода? Почему нет? Кто сказал, что зелень из магазина экологичнее? Да и в принципе человеку свойственно более ценить процесс, который он наблюдал от начала до конца. Пусть неорганические удобрения, зато свои, родные».
Сегодня пустует пятая часть офисных пространств. И почему бы не использовать городскую делянку для привлечения клиентов, бесплатной рекламы? Девелоперам есть над чем задуматься. Арендаторам тоже.
По материалам http://sekretarskoe-delo.ru