24.05.2011 12:00
 Универсальная процедура регистрации прав на недвижимость

Реализацию концепции создания единой федеральной системы в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости на территории Ульяновской области комментирует руководитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области Сергей Вячеславович Вознесенский.



— 12-ого мая исполнился год с момента создания Управления Росре-естра по Ульяновской области. Редакция журнала «Недвижимость Ульяновска» поздравляет вас с первой годовщиной деятельности Управления.  Каким стал этот год для вашего Управления?


– Спасибо за поздравления. 12-ого мая наше Управление отметило свой первый юбилей. Этот год стал годом масштабных событий, из которых самым главным, конечно же, является создание новой структуры, объединившей функции по государственной регистрации прав на недвижимость и ведению государственного кадастрового учета недвижимости в рамках одного Управления.  

Основная цель произошедшего объединения – повышение доступности и эффективности государственных услуг в данных сферах. Объединение позволило решить ряд вопросов, имеющих ключевое значение для упрощения оформления прав на недвижимость.  В частности, введена универсальная процедура по осуществлению учетно-регистрационных действий, позволяющая одновременно подать заявления о регистрации прав и кадастровом учете земельных участков. Эта процедура позволяет заявителям сэкономить свое время и освобождает от дублирующих посещений госструктур.

Большую роль в повышении эффективности оказываемых государственных услуг играет сложившееся  информационное взаимодействие между отделами Управления по регистрации прав и кадастровому учету, а также Федеральным  государственным  учреждением «Земельная кадастровая палата» по Ульяновской области. Это позволяет решить целый ряд  вопросов, возникающих в ходе правовой экспертизы документов, представленных  на государственную регистрацию, без истребования у заявителей дополнительных документов.

Сегодня можно сказать, что все организационные изменения были проведены Управлением с обеспечением стабильности деятельности по всем направлениям, включая осуществление функций по землеустройству и мониторингу земель, кадастровой оценке объектов недвижимости, государственному  земельному контролю, полномочий в области геодезического надзора и лицензирования, контроля и надзора за деятельностью  арбитражных управляющих и их саморегулируемых организаций.


– Объединение территориальных Управлений Росреестра не является последним этапом в формировании единой федеральной системы регистрации прав и кадастрового учета, какие изменения произойдут в Управлении в этом году?


– Дальнейшие изменения в деятельности Управления будут связаны с наделением Палаты отдельными полномочиями в сфере государственной регистрации.

С 15 сентября 2010 года Палате переданы полномочия по кадастровому учету. Во 2-ом полугодии 2011 года Палата будет наделена полномочиями по приему и выдаче документов на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и на предоставление сведений, содержащихся в ЕГРП.

Управлению предстоит до 1 июня 2011 года создать совместно с Палатой комиссию по проведению мероприятий по наделению названными полномочиями, утвердить план совместных мероприятий, и осуществить сложную и объемную работу по наделению Палаты этими полномочиями. Подразделения Палаты приступят к осуществлению отдельных полномочий в сфере государственной регистрации поэтапно до конца года.

Передача отдельных полномочий направлена на разграничение функций по оказанию услуг и контрольно-надзорных функций путем их закрепления за различными структурными составляющими единой системы регистрации прав и кадастрового учета.


– Получается, что к полномочиям Федерального  государственного   учреждения «Земельная кадастровая палата»  по Ульяновской области будут отнесены функции по приему заявлений на государственную регистрацию прав, по осуществлению кадастрового учета, предоставлению сведений из Единого государственного реестра прав и Государственного кадастра недвижимости.  Какие же полномочия останутся у Управления? 

– В настоящее время за Управлением сохраняются полномочия по приему заявлений на государственную регистрацию прав и предоставлению сведений из ЕГРП. Кроме этого,  Управление будет осуществлять полномочия по проведению правовой экспертизы поступивших на государственную регистрацию прав документов, проверке законности сделки, принятию решений, связанных с государственной регистрацией прав, в том числе с внесением соответствующих записей в ЕГРП.

В ведении Управления останутся контрольно-надзорные функции в сфере государственного земельного контроля, государственного мониторинга земель, государственного геодезического надзора, государственного метрологического надзора в области геодезии и картографии, надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, надзор за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, саморегулируемых организаций кадастровых инженеров. Также Управление будет осуществлять ряд организационно-управленческих и контрольных функций в отношении подведомственного федерального учреждения.


– В настоящее время уделяется большое внимание созданию комфортных условий при получении государственных услуг. Что делается в Управлении для уменьшения очередей при приеме и выдаче документов?

– Вы правы, наличие очередей при приеме и выдаче документов является серьезной проблемой. Мы ожидали сокращения очередей благодаря введенной Законом о  регистрации с 1 марта 2010 года возможности предоставления документов на регистрацию посредством почтового отправления. Однако эта возможность оказалась не востребованной в нашей области, скорее всего из-за необходимости дополнительных расходов на нотариальное удостоверение документов, направляемых почтой. В течение 2010 года посредством почтового отправления в Управление был предоставлен всего один пакет документов. За истекший период 2011 года не было ни одного случая поступления документов посредством почтового отправления.

Государственная регистрация прав на недвижимость относится к социально значимым функциям и Росреестр уделяет большое внимание повышению качества и доступности предоставления услуг в сфере регистрации прав.

В целях сокращения очередей в Управлении изменен график работы с заявителями, в том числе в субботние дни; увеличено количество окон приема документов по предварительной записи в городе Ульяновске; осуществляется временное перемещение сотрудников Управления с учетом загруженности отделов.

Нами разработан план мероприятий по повышению качества и доступности государственных услуг в сфере регистрации на 2011 год. В этот план включены, в том числе мероприятия по повышению качества обслуживания заявителей в отделах приема-выдачи документов.

В этом году при наличии финансовой возможности планируем вернуться к рассмотрению вопросов об установлении платежных терминалов и приобретения оборудования для электронных очередей. Также, планируем в пунктах приема-выдачи документов на регистрацию прав установить систему видеонаблюдения, которая позволит заявителям в режиме online выбрать удобное время для сдачи документов на регистрацию прав.

Работа по сокращению очередей была и остается нашей приоритетной задачей. Мы ожидаем положительных результатов в решении проблемы очередей после  наделения Палаты полномочиями по приему и выдаче документов. Параллельный прием документов должен привести к уменьшению очередей.


– Законодательство в сфере государственной регистрации постоянно изменяется. Какие изменения на ваш взгляд являются наиболее значимыми?

– Вы совершенно верно отметили – Федеральный закон от 21.07.1997г. №122-ФЗ «О государственной регистрации  прав на недвижимое имущество и сделок с ним» постоянно изменяется. Закон о регистрации можно назвать одним из самых динамичных законов. Вносимые изменения отражают тенденции государственной политики, в частности, последние изменения, внесенные в Закон о регистрации и вступающие в силу с 1 июля этого года,  направлены на усовершенствование правового регулирования оборота земельных долей из земель сельскохозяйственного назначения и вовлечения в гражданский оборот невостребованных земельных долей.

Изменения внесены одновременно и в Закон о регистрации, и в Федеральный закон от 24.07.2002г. №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». С 1 июля изменится процедура выдела земельных участков в счет земельных долей, расширятся полномочия общего собрания участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, что повлечет изменения в государственной регистрации прав на земельные доли и земельные участки, образованные в счет выдела земельных долей.

Конечно, процедура государственной регистрации как была, так и останется незыблемой: прием документов, правовая экспертиза представленных документов и принятие решения по результатам правовой экспертизы, все эти этапы регистрации сохранятся. Изменятся только перечни документов, необходимых для регистрации прав на земельные доли и участки, образованные в счет выдела земельных долей.

Также, хочу отметить немаловажные изменения, произошедшие в сфере кадастровой деятельности. С 1 января 2011 года вступили в силу положения Федерального закона от 24.07.2007г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» об осуществлении кадастровой деятельности только кадастровыми инженерами.

 


Учредитель и издатель ООО «ЦЕНТР НЕДВИЖИМОСТИ»
При перепечатке материалов ссылка на «Недвижимость Ульяновска» обязательна.
За достоверность рекламной информации ответственность несут рекламодатели.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
Тел./факс: 8 (9677) 71-71-21
Контактная информация Политика обработки и защиты персональных данных