Это объяснимо: традиционный материал с многовековой историей не только относится к числу самых экологичных, но и весьма интересен с точки зрения декоратора. Изобилие форм, расцветок, фактур, а также удобство в монтаже и долговечность делали и делают «кафель» настоящим ключом к совершенному дизайну, причем возможности его практически не ограничены.
Стиль выбора
Принято считать, что плитка – прерогатива коридоров, кухонь и санузлов. Отчасти это действительно так, ведь устойчивый к истиранию, легкомоющийся материал просто идеально подходит для таких помещений. Однако нельзя сказать, что привычные «ареалы обитания» кафеля на этом ограничиваются. Керамика может стать основой дизайна и спальни, и гостиной, главное – не ошибиться с выбором.Например, если говорить о средиземноморском стиле или же о стиле «Прованс», то керамические полы укладываются по всему дому. Но плитка в данном случае должна быть особой – слегка состаренной, с грубоватой терракотовой поверхностью, напоминающей натуральный камень или самодельный кирпич, столь характерные для юга Франции и Италии.
Такой пол вовсе не создает ощущение холода, более того, благодаря хорошей теплопроводности его можно сделать «теплым», проложив кабели обогрева или водяную систему.
То же можно сказать и о стенах: отделанные плиткой под травертин или мрамор стены напомнят о классических дворцовых интерьерах и придадут помещению некую торжественность и ощущение прохлады, что хорошо подходит, например, для гостиных или столовых комнат. А мозаичное панно на оштукатуренной стене придаст этнический колорит спальне.
Современная плитка вполне способна украсить собой и потолок! Так, использование рельефных карнизов может стать интересной альтернативой традиционной лепнине, то же можно сказать и о мозаичных розетках вокруг светильников.
На самом деле, подобрать материал не так уж и сложно, даже без дизайнерского образования. «Как правило, – говорит Татьяна Блинова, представитель Группы KERAMA MARAZZI, ведущего российского производителя керамической плитки и керамогранита, – коллекции посвящаются некой общей идее, связанной с представлением о стране или явлении. В разработанной недавно коллекции «Французский стиль» мы постарались отразить архетипические представления об этой стране. Если взять, например, серию «Версаль», то легко воспроизвести знакомые всем по фильмам и путешествиям интерьеры тамошних замков. С другой стороны, серия «Бистро» позволяет воссоздать ироничный облик парижского интеллектуального кафе».
Мебель и не только
«Плитка благодаря универсальности, – говорит дизайнер Анна Голубева, – дает возможность с успехом решать самые разные декораторские задачи. Более того, она способна определять общее впечатление от интерьера и задавать тон в стилистическом решении.Например, мозаика на полу и барельефы на стенах отсылают нас в античность или классицизм, шероховатая терракота – в средиземноморье, яркие неоновые краски, глянцевая поверхность – в нео-хай-тек, столь же яркие, но теплые тона – красный, оранжевый, коричневый в сочетании с матовой фактурой – в Африку…
Таким образом, мебель или предметы декора будут лишь дополнять и подчеркивать решение, заданное плиткой. А значит, видимая самодостаточность такой отделки позволяет самой скромной обстановке смотреться выигрышно и стильно».
Мебель также способна преобразиться благодаря использованию керамической плитки. Массивный кухонный стол из обычного дерева может стать настоящим арт-объектом, если его столешницу облицевать соответствующим кафелем. Если это будет мелкая мозаика, особенно в сине-зеленых тонах, мы вновь обратимся к Средиземному морю.
Голубая «голландская» майолика «возвратит» наш стол в средневековую Фламандию, некрупная ярко-цветная плитка намекнет на времена «биг-бита» и Элвиса Пресли, а графичный красно-белый орнамент напомнит о славянских корнях.
Столь же яркую индивидуальность заурядным предметам обстановки придадут небольшие вставки из керамики – например, на дверцах или фронтонах кухонной мебели.
Основной принцип – избежать чрезмерности. Одного-двух заметных декоративных элементов вполне достаточно, чтобы подчеркнуть дизайнерский замысел, тем более что сами по себе эти элементы могут быть настоящими произведениями искусства.
Так, одна из итальянских дизайнерских студий мебели и керамики Archeo Ceramica предлагает стеклянные плитки, в толщу которых вплавлены артефакты – морская галька и ракушки. Уже упоминавшаяся KERAMA MARAZZI – декоры с живописными изображениями, к примеру – «импрессионистский» рисунок Эйфелевой башни или стилизованные в духе 70-х годов «портреты» тигров из недавней «Японской коллекции».
Интересный эффект дает облицовка плиткой внутренних поверхностей встроенных шкафов, причем, заметим, это решение не только красиво, но и гигиенично – кафель легко мыть, и он не впитывает в себя запахи и грязь. В данном случае лучше использовать яркие элементы с четким графическим рисунком (контрастная полоска и клетка).
Более традиционным является обу-стройство встроенных зеркал с рамой из керамики в прихожей или ванной. В данном случае этот предмет действительно может стать центром интерьера. «Стекло и зеркала в интерьере, – считает искусствовед Вера Калмыкова, – вообще всегда являются центром притяжения, своеобразной композиционной кульминацией. Чем нестандартней будет такой акцент, тем более ярким окажется весь дизайнерский замысел, пусть даже и решенный минимальными средствами.
Безусловно, керамика в качестве обрамления такой «точки сборки» дает множество художественных возможностей именно в силу своей многообразности. Плитка позволяет свободно играть с цветом и фактурой, при этом «прощая» некоторые огрехи изготовления и даже вкуса и усиливая общее впечатление».
Получить такое дизайнерское зеркало можно с минимумом вложений – потратиться придется только на зеркальное полотно, несколько плиток (сгодятся и остатки), немного клея и специальные «жидкие гвозди» для стекла.
Секреты мастерства
Хотя плитка и является одним из ключевых элементов дизайна, всегда есть риск перегрузить помещение, особенно небольшое, сделав его похожим на операционную. Чтобы этого не произошло, следует помнить несколько достаточно простых правил. Во-первых, чем ярче и необычнее декор, тем спокойнее и ровнее должен быть окружающий фон. Обратное, строго говоря, также верно – слишком умеренные тона требуют «разбавления» провокативными элементами. Во-вторых, не стоит стремиться за излишним разнообразием.Теоретически хороший дизайнер способен удачно соединить в одном интерьере множество материалов с разными фактурами и оттенками. Однако даже профессионалы ошибаются в этом тонком деле. Чем меньше контрастных сочетаний, тем проще гармонизировать помещение, тем ниже вероятность, что уже через короткое время обстановка начнет вызывать раздражение и психологическую усталость. В особенности это относится к выбору цветов. В целом есть три основных принципа, позволяющих добиться оптимального их сочетания.
Наиболее «бесконфликтным» и простым из них является выбор в пределах одного тона, когда он варьирует лишь по интенсивности – от розового к красному, от голубого к синему и пр. Как правило, такой подход допускает и небольшие отклонения – более яркие или даже контрастные цветовые пятна, впрочем, небольшие и не слишком частые.
Более продвинутым вариантом такого решения является выбор гармоничных цветовых сочетаний. Наиболее известные из них (по спектру) таковы:
для красного: розовый – фиолетовый и оранжевый – яичный желтый;
для оранжевого: красный – розовый и яичный желтый – желтый;
для желтого: оранжевый – яичный желтый и лайм – салатовый;
для зеленого: лайм – салатовый и цвет морской волны – синий;
для голубого и синего: зеленый – цвет морской волны и сиреневый – фиолетовый;
для фиолетового: синий – сиреневый и розовый – красный.
И, наконец, для людей рискованных и готовых к смелым экспериментам, подойдут контрастные сочетания, главные пары которых также хорошо известны художникам и дизайнерам:
красный – зеленый;
оранжевый – цвет морской волны;
яичный желтый – синий;
желтый – сиреневый;
лайм – фиолетовый;
салатовый – розовый.
Следует также учитывать, что психологи выделяют так называемые «благоприятные» цветовые гаммы. Так, все оттенки синего действуют успокаивающе и создают ощущение прохлады. Чистые оттенки зеленого и желтого помогают снять сонливость и усталость. Оранжевый – бодрит. То же действие, но гораздо более выраженное оказывает красный, в больших количествах вызывая даже тревогу. Поэтому его рекомендуют использовать лишь в акцентах и там, где человек бывает не слишком долго.
Если согласиться с мнением, что хороший интерьер – это произведение искусства, подобное картине, то стоит предположить, что кистями и красками в нем являются отделочные материалы. И, пожалуй, самый универсальный и эффектный из них – керамическая плитка, действительно, ключевой элемент любого современного дизайна.
Информация предоставлена пресс-службой Группы KERAMA MARAZZI