Подготовлен по
материалам системы ГАРАНТ.
Тел. 41-71-68.
Строительство, архитектура, градостроительство
Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 31 октября 2011 г. N ВАС-3995/11 Суд признал абзац 3 пункта 11, абзац 3 подпункта «а» и подпункт «д» пункта 12, подпункт 2 пункта 14 Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, утв. постановлением Правительства РФ от 09.06.2007 N 360 соответствующими ФЗ от 30.12.2004 N 210-ФЗ, ГК РФ (ключевые темы: коммунальная инфраструктура – водоканал – публичный договор – организации коммунального комплекса – инвестиционная программа).
Правила подключения объектов капстроительства к системам коммунальной инфраструктуры прошли проверку в ВАС РФ. Предметом проверки стали отдельные положения Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры.
Речь шла в т. ч. о нормах, устанавливающих случаи, когда лица, которые ведут строительство и (или) реконструкцию, освобождаются от платы за указанное подключение. Один из таких случаев – подключение объекта капстроительства, не требующее увеличивать мощность и (или) пропускную способность сети.
В этой части ВАС РФ прекратил производство по делу. Причина – законность этих норм уже была ранее подтверждена ВС РФ. Относительно иных оспариваемых норм ВАС РФ пришел к выводу об их законности. Правила устанавливают порядок согласования условий договора о подключении, если заказчик не согласен с тем проектом, который представил исполнитель, и (или) он не соответствует требованиям.
Этот порядок не противоречит ГК РФ, поскольку, исходя из последнего, в случаях, предусмотренных законом, Правительство РФ может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.
Не противоречит закону и то, что в договоре должен указываться перечень мероприятий по увеличению пропускной способности (мощности) систем коммунальной инфраструктуры.
Помимо прочего, договор должен содержать определенные условия о сроках и размере платы за подключение. Вопреки доводам заявителя, подобное не препятствует ее взиманию с заказчика при выполнении всех необходимых работ.
В силу Правил плата за подключение не взимается, если заказчик сам сооружает необходимые для подключения объекты (без фактического присоединения к сетям). Это допускается, если нет утвержденной инвестиционной программы исполнителя или в ней отсутствуют мероприятия по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети, к которой будет подключаться объект кап-строительства.
Как подчеркнул ВАС РФ, эти положения законно исходят из того, что если энергоснабжающая или сетевая компания просто присоединяют абонента и не производят работ по существенному изменению своей сети (в целом или в части), то плата за такое присоединение не взимается.
Подобный порядок не нарушает прав других лиц, в т. ч. и тех, кто заинтересован в подключении нового абонента для оказания ему соответствующих услуг.
Федеральный закон от 28 ноября 2011 г. N 337-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
За вред, причиненный в результате разрушения здания, ответит его собственник. Цель поправок – повысить безопасность зданий и сооружений. В проектной документации объектов капстроительства (за исключением линейных) появляется новый раздел: требования по обеспечению их безопасной эксплуатации. Проектная документация объектов использования атомной энергии, а также опасных производственных, особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны и безопасности согласно закону должна включать, помимо прочего, перечень антитеррористических мероприятий.
Вводится негосударственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий как альтернатива государственной. В обязательном порядке последняя проводится только в отношении некоторых объектов. В частности, речь идет об автодорогах общего пользования, капремонт которых финансируется из бюджета, памятниках истории и культуры регионального и местного значения, объектах, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I-V классов опасности.
Закреплены требования к организации, проводящей негосударственную экспертизу. В частности, должны быть аккредитация, минимум 5 аттестованных сотрудников по основному месту работы, сайт в Интернете.
Теперь саморегулируемая организация несет солидарную, а не субсидиарную ответственность по обязательствам своих членов, возникшим вследствие причинения вреда (в пределах компенсационного фонда). В Градостроительном кодексе РФ появилась новая глава, устанавливающая требования к эксплуатации зданий и сооружений.
Введена имущественная ответственность собственника здания (сооружения) за вред, причиненный в результате его разрушения или повреждения, нарушения требований безопасности при эксплуатации. Компенсация потерпевшему при причинении вреда средней тяжести составляет 1 млн руб., тяжкого – 2 млн руб., родственникам потерпевшего в случае его смерти – 3 млн руб. Выплата не производится, если собственник докажет, что негативные последствия возникли вследствие умысла потерпевшего, действий третьих лиц либо непреодолимой силы. Предусмотрено его право регресса к строителям, саморегулируемым организациям, лицам, проводившим экспертизу.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки.
Постановление Правительства РФ от 23 ноября 2011 г. N 965 «О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 18 октября 2010 г. N 845».
Федеральные стройки: проверка достоверности сметной стоимости. Строительство, реконструкция и (или) техперевооружение объектов капстроительства могут вестись с привлечением средств федерального бюджета. Правительством РФ были урегулированы вопросы проверки достоверности определения их сметной стоимости. Определялись лица, которые проводят проверки до 1 января 2012 г. Вносимые изменения продлевают их полномочия до 1 января 2013 г.