Тел. 41-71-68.
Договор строительного подряда предусматривает генподрядные услуги. Как должна определяться стоимость услуг генподряда: только лишь на основании договора между генподрядчиком и подрядчиком или же в каких-либо нормативных актах указан порядок определения такой стоимости, который является обязательным для сторон?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Услуги генподряда должны оплачиваться в том размере, который установлен договором, а если договором установлен порядок определения такой стоимости – исходя из этого порядка.
Обоснование вывода:
По договору строительного подряда стороны могут предусмотреть обязанность заказчика (генподрядчика) оказывать подрядчику услуги, связанные с выполнением работ по договору подряда (п. 2 ст. 747 ГК РФ). Конкретного перечня таких услуг закон не содержит, а п. 2 ст. 747 ГК РФ называет только некоторые из них. На практике такие услуги именуются «генподрядными услугами».
Согласно п. 3 ст. 747 ГК РФ оплата этих услуг осуществляется в случаях и на условиях, предусмотренных договором строительного подряда. Пункт 1 ст. 424 ГК РФ также указывает на то, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. Лишь в случаях, предусмотренных законом, применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. Однако стоимость услуг, оказываемых генподрядчиком в рамках договора подряда, не регулируется и не устанавливается органами власти. Никаких ограничений в установлении стоимости этих услуг, равно как и порядка определения такой стоимости, по усмотрению сторон закон не устанавливает.
Заметим, что ранее взаимоотношения между генподрядными и субподрядными организациями регулировались Положением о взаимоотношениях организаций – генеральных подрядчиков с субподрядными организациями, утвержденным постановлением Госстроя СССР и Госплана СССР от 03.07.1987 N 132/109. Согласно п. 33 данного Положения вознаграждение за услуги генподряда определяется в процентах от стоимости работ, выполняемых субподрядчиком. Однако в настоящий момент указанное Положение применению не подлежит, поскольку противоречит нормам ГК РФ, который закрепляет свободу граждан и юридических лиц в определении любых не противоречащих законодательству условий договора (ст.ст. 1, 421 ГК РФ), в том числе условий договора о цене (смотрите также письмо Управления ценообразования Госстроя РФ от 17.03.2000 N 10-92 «О взаимоотношениях организаций – генеральных подрядчиков с субподрядными организациями», постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 30.12.2009 N Ф04-8363/2009).
Таким образом, стороны по своему усмотрению вправе определить размер или порядок определения размера вознаграждения за услуги, оказываемые генподрядчиком. Исполнение договора должно производиться именно в соответствии с такими условиями договора.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Бахтина Анастасия
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Бахтина Анастасия
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей
Может ли арендованный объект незавершенного строительства выступать в качестве «юридического» адреса организации?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Арендованный объект незавершенного строительства может выступать в качестве места нахождения юридического лица при условии, что такой объект представляет собой здание (помещение), пригодное для размещения органа юридического лица или иного лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, а также имеет присвоенный в установленном порядке адрес.
Обоснование вывода:
В соответствии с п. 1 ст. 607 ГК РФ в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи).
Законодательство не содержит прямых указаний относительно возможности передачи в аренду объектов незавершенного строительства. Арбитражная практика по этому вопросу противоречива. Как правило, суды не исключают возможности аренды объектов незавершенного строительства (смотрите, например, постановления ФАС Дальневосточного округа от 11.02.2010 N Ф03-7965/2009, ФАС Западно-Сибирского округа от 10.09.2009 N Ф04-5402/2009(19187-А75-39), ФАС Московского округа от 21.03.2005 N КГ-А41/1689-05, ФАС Поволжского округа от 05.03.2010 по делу N А12-12157/2009, ФАС Центрального округа от 04.03.2010 N Ф10-5756/09(3). Вместе с тем высказывается и иная точка зрения (смотрите, например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 17.07.2006 N А56-49787/04).
На наш взгляд, передача в аренду объектов незавершенного строительства, право собственности на которые зарегистрировано в установленном законом порядке, не противоречит законодательству (смотрите п. 2 ст. 25 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», ст. 608 ГК РФ).
Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа – иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности (п. 2 ст. 54 ГК РФ).
Адрес (место нахождения) одного из указанных органов (лиц), по которому осуществляется связь с юридическим лицом, относится к числу сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц (пп. »в» п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», далее – Закон о регистрации).
Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439 утверждены формы и требования к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, которые предполагают указание в составе адреса юридического лица почтового индекса, субъекта РФ, района, города, населенного пункта, улицы (проспекта, переулка и т.п.), номера дома (владения), корпуса (строения) и квартиры (офиса) (смотрите, например, п. 2.3 формы N 11001, лист Б формы N 13001, лист А формы N 14001).
С учетом изложенного можно сделать вывод, что местом нахождения юридического лица может быть здание (помещение), которому в установленном порядке присвоен конкретный адрес.
Законодательство не содержит прямого запрета на использование в качестве места нахождения юридического лица объекта незавершенного строительства. Правоприменительная практика также косвенно свидетельствует о том, что сам по себе факт незавершенности строительства не препятствует признанию объекта местом нахождения юридического лица. Отказ в государственной регистрации признается правомерным в случаях, когда объект незавершенного строительства не является зданием (помещением), в котором может располагаться орган юридического лица (смотрите постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 15.04.2009 N А53-20272/2008-С1-31, ФАС Западно-Сибирского округа от 11.03.2011 по делу N А03-5976/2010), либо не имеет индивидуализирующего его конкретного адреса (смотрите постановление ФАС Волго-Вятского округа от 24.10.2011 N Ф01-4439/11).
На основании этого полагаем, что местом нахождения юридического лица может быть арендованный объект незавершенного строительства при условии, что такой объект представляет собой здание (помещение), пригодное для размещения исполнительного органа юридического лица, а также имеет присвоенный в установленном порядке адрес.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук
Акимочкин Дмитрий
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук
Кузьмина Анна
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук
Акимочкин Дмитрий
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук
Кузьмина Анна
По какой подстатье КОСГУ учреждению следует отражать расходы по приобретению пластиковых окон: с установкой в рамках одного договора; без установки (установка по отдельному договору)?
Согласно положениям п.п. 99, 117 «Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета...», утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, готовые к установке строительные конструкции и детали (в том числе и пластиковые окна) относятся к строительным материалам, которые, в свою очередь, относятся к материальным запасам. При этом расходы на приобретение объектов, относящихся к материальным запасам, осуществляются в соответствии с «Указаниями...», утвержденными приказом Минфина России от 28.12.2010 N 190н (далее – Указания N 190н), за счет ст. 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ.
Таким образом, во всех случаях приобретения пластиковых окон (как с установкой, так и без нее) учреждением обоснованно может применяться ст. 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ.
Однако такой вывод полностью справедлив только для случая, когда учреждением с контрагентом заключен договор поставки. Дело в том, что ст. 421 ГК РФ устанавливает свободу договора. Так, стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров (например, договоров поставки, возмездного оказания услуг, подряда и т.д.), предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора. В большинстве случаев суды при определении природы договора и отнесении его к смешанному договору исходят из того, что он должен содержать все существенные условия соответствующих договоров.
По нашему мнению, заключение учреждением одного смешанного договора, предусматривающего осуществление нескольких отличных по экономическому содержанию расходов, не может служить основанием для отражения всех этих расходов по какому-либо одному коду бюджетной классификации, если условия договора и предусмотренный порядок документального оформления расходов дают возможность однозначно отнести их на определенные статьи (подстатьи) КОСГУ.
Таким образом, если договор содержит все существенные условия как договора поставки, так и договора подряда, то он может быть признан смешанным. И если иное не будет вытекать из содержания договора, к отношениям сторон по такому договору будут применяться в соответствующих частях правила о договорах поставки и подряда. Отметим, что такой подход должен подтверждаться и порядком документального оформления результатов исполнения обязательств – по результатам осуществления поставки в соответствии с постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132 оформляется товарная накладная (форма N ТОРГ-12), а приемка результатов работ осуществляется по акту.
В том случае, если обязанность контрагента по осуществлению работ по установке окон будет предусмотрена смешанным договором, а выполнение работ будет подтверждаться отдельным актом, либо на установку окон будет заключен отдельный договор, речь уже следует вести о выполнении подрядчиком работ для учреждения.
Расходы по оплате работ (услуг) согласно Указаниям N 190н относятся на ст. 220 «Оплата работ, услуг» КОСГУ. При этом немаловажным основанием для отнесения данных расходов на конкретную подстатью ст. 220 КОСГУ являются формулировки, применяемые в договоре.
Так, наличие в тексте договора слов «установка» («монтаж») указывает на необходимость применения подстатьи 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ1.
Если же заключенные договоры (контракты) будут указывать на то, что работы осуществляются с целью поддержания и (или) восстановления функциональных, пользовательских характеристик объекта (например, здания), его ремонтом (выражающимся, например, в замене непригодных к дальнейшей эксплуатации окон), расходы могут быть отнесены на подстатью 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ2.
Как видим, в рассматриваемой ситуации порядок применения бюджетной классификации в большей степени зависит не от объективных факторов, определяющих экономическое содержание конкретных хозяйственных операций, а от формулировок, используемых при составлении контрактов и первичных документов. В связи с этим напомним, что ответственность за нецелевое использование бюджетных средств не может быть применена в том случае, когда исходя из содержания нормативных документов невозможно с очевидностью установить, на какой код бюджетной классификации участнику бюджетного процесса следовало бы отнести осуществленные им расходы (расходы могли бы быть равным образом отнесены на различные коды бюджетной классификации) (п. 14.1 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23).
Вместе с тем, во избежание каких-либо разногласий с органами финансового контроля, должностным лицам учреждения желательно избегать при составлении (согласовании содержания) договоров, счетов, актов, накладных и иных документов формулировок, не позволяющих четко определить расходные статьи (подстатьи) КОСГУ. Для решения подобной задачи необходимо наладить соответствующее взаимодействие с поставщиками и подрядчиками.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
государственный советник РФ 3 класса Семенюк Александр
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Пименов Владимир
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
государственный советник РФ 3 класса Семенюк Александр
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Пименов Владимир
________________________________________________________________________________
1 В соответствии с «Указаниями...», утвержденными приказом Минфина России
от 28.12.2010 N 190н, на данную подстатью относятся расходы на выполнение монтажных работ.
2 К работам по ремонту, в частности, относится и замена (установка) окон. Смотрите:
— письмо Минфина России от 05.02.2010 N 02-05-10/383;
— раздел 6 приложения 8 Положения о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений МДС 13-14.2000, утвержденного постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 N 279.