В 2012 году госземинспекторами Управления было проведено 1323 проверки проверок соблюдения земельного законодательства, что в 2 раза больше, чем в 2011. За первые 4 месяца 2013 года проведено уже 767 проверок.
Практически половина проверенных участков используется с нарушениями! Данное обстоятельство свидетельствует о низком уровне состояния законности в земельной сфере Ульяновской области.
Одним из наиболее часто выявляемых Управлением видов нарушений является правонарушение, предусмотренное статьей 7.1 КоАП РФ: самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю. На долю указанного нарушения приходится порядка 60% от общего количества всех выявляемых правонарушений.
Для примера. Управлением осуществлялись проверки на земельных участках граждан, расположенных в одном из секторов индивидуальной жилой застройки Заволжского района Ульяновска. По правоустанавливающим документам площадь участков граждан варьировала от 600 до 900 квадратных метров. Однако площади фактически используемых гражданами участков оказались в два раза больше «задокументированных метров». Все нарушители, а их было несколько десятков, подверглись административным штрафам.
В последнее время участились случаи поступления в Управление информации о занятии береговой полосы природных водоемов: возводятся ограждения, ведется строительство объектов. Другими словами, фактически ограничивается доступ к рекам, озерам.
Как показывают контрольные мероприятия, в ряде случаев действительно выявляются серьезные нарушения, такие как, например, самовольное занятие гражданином нескольких сот квадратных метров земли в береговой полосе реки Волга в Старомайнском районе. И такой случай не один.
В практике Управления случаются и парадоксальные ситуации, когда в действиях подавшего жалобу на своего соседа гражданина при проверке выявляется более серьезное нарушение земельного законодательства.
К слову, по направлению госземнадзора в Управление в 2012 году поступило 62 обращений, жалоб, заявлений. При рассмотрении 10 обращений были выявлены нарушения действующего законодательства, из них 1 – в сфере градостроительной деятельности, 2 нарушения сроков органами местного самоуправления при реализации возложенных на них полномочий, 7 нарушений в сфере земельного законодательства, в том числе при формировании и предоставлении земельных участков.
Нельзя не отметить проводимую Управлением работу о рассмотрении актов органов государственной власти, органов местного самоуправления на предмет их соответствия земельному законодательству. В 2012 году всего рассмотрено 877 таких актов. В отношении 14 актов Управлением в адрес издавших их органов внесены предложения о приведении актов в соответствие с земельным законодательством.
В целом со своей стороны Управление прикладывает все необходимые усилия для изменения сложившейся ситуации, в том числе совместно с органами местного самоуправления районов области в части организации и осуществления ими муниципального земельного контроля.
К сожалению, имеют место и объективные причины, не позволяющие добиться максимальной эффективности госземнадзора, например:
1. Некоторый перекос законодательства, регламентирующего порядок проведения надзорных мероприятий в пользу прав предпринимателей и юридических лиц, позволяет недобросовестным бизнесменам избегать ответственности за совершение административных правонарушений в сфере земельного законодательства (трудности с уведомлением ИП и ЮЛ о проведении проверок, составлении протокола).
Аналогичная по существу ситуация с гражданами, унаследовавшими земельные участки, но не желающими оформлять свидетельства о праве на наследство, не говоря уже о государственной регистрации права, в течение многих лет (согласно Гражданскому кодексу РФ, наследник не обязан в какие-либо сроки оформлять свидетельство и осуществлять госрегистрацию своего права, иногда трудно установить, является ли лицо вообще наследником).
2. Не всегда отвечающие современным реалиям размеры административных штрафов. Например, для граждан в случае самовольного занятия земельного участка и использования его без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов его размер составляет от 500 до 1000 рублей.
Если для пенсионера при самовольном использовании нескольких десятков метров земли под огород штраф в таком размере является существенным, то для организатора автомобильной парковки – мизерным.
Как результат, в некоторых случаях нарушителям проще заплатить штраф, нежели заниматься устранением на-рушения – оформлять документы на землю или прекращать свою незаконную деятельность.
Управление надеется, что реализация существующих наработок по совершенствованию нормативно-правовой базы в сфере государственного земельного надзора позволит устранить большинство из имеющихся препятствий.
Информация предоставлена Управлением Росреестра
по Ульяновской области
по Ульяновской области