Нашумевшие «Клюква» и лес в Старой Майне, причины захвата земель, находящихся в федеральной собственности, схожие – работа кадастрового инженера, формирование земельных участков на тех землях, на которых оно было, недопустимо.
У части участков в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о координатах их точек, это ранее учтенные участки, внесенные в кадастр до вступления в силу действующего закона о кадастре, когда законодательно внесение сведений без графики было возможно. Разумеется, данные участки не отображаются ни на публичной кадастровой карте, ни в графической части кадастрового плана территории.
Тем не менее в своей работе кадастровые инженеры должны пользоваться всеми доступными материалами из разных фондов, кроме сведений государственного кадастра недвижимости; это и государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, Государственный картографо-геодезический фонд, материалы лесоустройства и иные источники.
Пользуясь даже частью материалов из перечисленных фондов, специалист в области кадастра, имеющий квалификационный аттестат, сдавший соответствующий экзамен, не мог не заметить, что в счет земель сельскохозяйственного назначения он формирует в одном случае часть Куйбышевского водохранилища, в другом – часть леса. Вывод напрашивается только один – это действия умышленные, с целью выполнения заказа.
Еще два случая выдела земель, не являющихся сельскохозяйственными угодьями, в счет земельных долей выявлены в с. Сосновка Майнского района. Здесь в счет земельных долей выделены участки, занятые зданием зернотока и водоисточником, обеспечивающим жителей села водой. Информация с выявленными Управлением фактами направлялась в Прокуратуру Майнского района и Ульяновскую межрайонную природоохранную прокуратуру.
Моментом, требующим особого внимания, является то, что подготовку документов для выдела в счет земельных долей леса в Старомайнском районе, зернотока и водоисточника в Майнском районе осуществлял один и тот же кадастровый инженер – Слепов Сергей Павлович.
Еще одна проблема: орган кадастрового учета, принимая решения о постановке на кадастровый учет земельных участков, также не пользуется ни материалами государственного фонда данных, ни картографической основой кадастра (материалами аэро-фотосъемки).
Если такие нарушения выявить и пресечь еще на стадии постановки незаконно сформированных участков на кадастровый учет, многих проблем, связанных с возникновением и регистрацией прав на них, отчуждением другим лицам и возникновением добросовестных покупателей, осуществлением их использования, удалось бы избежать.
Орган кадастрового учета обязан направлять в органы прокуратуры, поступившие документы, выполненные с нарушением закона (в частности, это документ, необходимый для осуществления кадастрового учета земельных участков, – межевой план).
Действия по внесению лицом, осуществляющим кадастровую деятельность, заведомо ложных сведений в межевой план, акт согласования местоположения границ земельных участков, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния , попадают под статью 14.35 КоАП и влекут наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет. Административные дела по указанной статье возбуждаются прокурором.
В настоящее время практика привлечения кадастровых инженеров к административной ответственности в нашем регионе отсутствует, хотя это было бы хорошим примером, чтобы перед тем как незаконно сформировать участок, подумать «а стоит ли?».
По информации, полученной от СО МО МВД России «Чердаклинский», проводится проверка фактов вырубки лесов в Старомайнском районе, в том числе и в части действий кадастрового инженера, после которой они будут полицией квалифицированы. Решение по результатам проведения данной проверки по состоянию на 15.05.2013г. не принималось...
Информация предоставлена Управлением Росреестра
по Ульяновской области
по Ульяновской области