в электронном виде приобрели особую актуальность.
Предоставление государственных услуг Росреестра возможно посредством Портала Росреестра rosreestr.ru (далее – Портал). Основная цель Портала – сокращение сроков оказания услуг, упрощение процедуры предоставления госуслуг, более качественное и доступное обслуживание.
На сегодняшний день Портал является комплексным информационным ресурсом, где можно:
• подать заявление о постановке на кадастровый учет и об учёте изменений объекта недвижимости;
• подать запрос о предоставлении сведений из Единого государственного реестра прав (далее – ЕГРП) и Государственного кадастра недвижимости (далее – ГКН);
• воспользоваться публичной кадастровой картой;
• ознакомиться с перечнем кадастровых инженеров;
• записаться на прием в любой из офисов Росреестра;
• посмотреть, на какой стадии находится заявление или запрос;
• получить сведения обо всех офисах Росреестра на территории Российской Федерации: адресах, контактных телефонах и т.д.
Для возможности работы с некоторыми сервисами Портала (подачи запросов о предоставлении сведений из ЕГРП и заявления о постановке на кадастровый учет и об учете изменений объектов недвижимости) необходимо наличие электронно-цифровой подписи (далее – ЭЦП), которая должна быть получена в удостоверяющем центре. В настоящее время на Портале размещен список удостоверяющих центров, прошедших сертификацию в Росреестре.
Особо следует обратить внимание, что документы ГКН, подготовленные в электронном виде и удостоверенные ЭЦП, имеют равную юридическую силу с бумажным документом, удостоверенным печатью и подписью специалиста органа кадастрового учета и при обращении в органы, предоставляющие государственные или муниципальные услуги, заинтересованным лицом может быть предоставлен любой из вышеуказанных документов.
Процесс формирования заявлений на Портале Росреестра разделён на несколько этапов, каждый из которых имеет понятный интерфейс и оснащён подробной справочной информаций. Формирование заявлений осуществляется через подраздел «Электронные услуги» раздела «Государственный кадастровый учет недвижимого имущества». Для формирования заявления юридическим или физическим лицам необходимо иметь межевой план в случае государственного кадастрового учета земельного участка или технический план в случае учета объекта капитального строительства, в формате XML, соответствующий утвержденной схеме и подписанный ЭЦП кадастрового инженера, осуществлявшего его подготовку.
В целях повышения качества оказания государственных услуг, с 1 марта 2013 года до 10 рабочих дней сократился срок обработки заявлений, связанных с государственным кадастровым учетом объектов недвижимости, поступивших в электронном виде.
Для подачи запросов о предоставлении сведений ГКН необходимо зайти на сайт Росреестра, выбрать раздел «Государственные услуги»,
затем закладку «Предоставление сведений, внесенных в ГКН», далее выбрать «Электронные услуги» и, следуя подсказкам, заполнить необходимые поля.
Для предоставления сведений
ГКН необходимо внести плату (исключение составляют
органы, указанные
в ч. 12 ст. 14 Федерального
закона «О государственном кадастре недвижимости
от 23.07.2007 № 221-ФЗ), размеры которой размещены
на to73.rosreestr.ru/kadastr/about_fgu/gos_usl/pl_usl.
Плату можно внести сразу через Портал с помощью сервиса QIWI-кошелек или оплатить услуги банковской картой. При этом представлять документы, подтверждающие факт оплаты, не требуется.
Следует отметить, что указанные документы, подготовленные в электронном виде, стоят значительно дешевле: стоимость кадастрового паспорта для физического лица составляет 150 руб., в бумажном виде – 200 руб., для юридического лица – 300 и 600 руб. соответственно; стоимость кадастровой выписки для физического лица 150 руб., в бумажном виде– 400 руб., для юридического лица – 300 и 1200 руб. соответственно.
Сведения из ГКН в электронном виде могут быть представлены тремя способами:
1. в виде электронного документа, если заявителю необходимо именно сведения, а не документ на бумажном носителе;
2. в виде бумажного документа, который отправляется почтовым отправлением по указанному заявителем адресу. Это удобно в том случае, если заявителю необходим бумажный документ, но ему неудобно идти в пункт приема за его получением;
3. в виде бумажного документа, который отправляется в пункт приема – выдачи документов, указанный заявителем.
Срок предоставления сведений ГКН в виде кадастрового плана территории по запросам, поступившим в орган кадастрового учета в электронном виде, сокращён
до 5 рабочих дней.
Сервис портала «Публичная кадастровая карта» является удобным инструментом для получения сведений ГКН, поиска объектов недвижимости в режиме реального времени
не выходя из дома.
Заявителям также представляется услуга предварительной записи для подачи и получения документов через Портал в любой удобный для него пункт приема-выдачи с помощью сервиса «Офисы и приемные» rosreestr.ru/wps/portal/cc_ib_office, путем заполнения установленной формы запроса о предоставлении государственной услуги и указания желаемой даты и времени его посещения.
За 2013 год в Ульяновской области было предоставлено 33643 сведений ГКН в электронном виде, что в 1,5 раза больше по сравнению с 2012 годом, за 2013 год было подано 4969 заявлений о государственном кадастровом учете недвижимого имущества, что практически в 5 раз превышают показатели 2012 года.
Можно выделить следующие основные преимущества получения государственных услуг Росреестра в электронном виде:
• сокращенные сроки обработки заявлений о ГКУ объектов недвижимости;
• относительно низкая стоимость предоставления сведений ГКН в виде электронного документа по сравнению с документом на бумажном носителе;
• отсутствие очередей и необходимости посещения пункта приема-выдачи документов.
Учитывая указанные выше преимущества, рекомендуем как заказчикам (исполнителям кадастровых работ), так и иным заинтересованным лицам для получения государственных услуг Росреестра воспользоваться возможностью их получения в электронном виде.
Документы ГКН, подготовленные в электронном виде и удостоверенные ЭЦП, имеют равную юридическую силу с бумажным документом.
Информация подготовлена Филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра»
по Ульяновской области
по Ульяновской области
КСТАТИ:
Ульяновская область вошла в «пятерку» лучших регионов России по организации предоставления услуг Росреестра в многофункциональных центрах. Соответствующий рейтинг в 2013 году составила Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии.
В «десятку» лучших по качеству и доступности предоставления услуг также вошли Ямало-Ненецкий автономный округ, Москва, Санкт-Петербург, Пермский и Краснодарский края, Республики Ингушетия и Северная Осетия-Алания, Новгородская и Самарская области. В ходе мониторинга оценивалось более 200 характеристик порядка тысячи офисов МФЦ и уровень их взаимодействия с Росреестром.