Прежде всего, отметим, что организатором конференции выступила Общественная организация «Деловая Россия» в содружестве с Национальными объединениями в области строительства. Конференция собрала более 200 человек, и разговор, состоявшийся в рамках заданной темы, показал, что в зале были именно профессионалы, заинтересованные в развитии энергоэффективного строительства.
В конференции 28 января также приняли участие президент Национального объединения проектировщиков Михаил Посохин, первый вице-президент Российского Союза строителей Григорий Веретельников, депутат Государственной Думы Елена Николаева, начальник Управления научно-технической политики правительства Москвы Александр Степанов, член генерального Совета «Деловой России» Леонид Журавель и др.
С чего начать?
Открывая конференцию, Советник председателя Федерального Межотраслевого Совета «Деловой России» Михаил Викторов подчеркнул, что энергоэффективность и энергосбережение из модной темы очень быстро перерастают в жизненную необходимость для муниципалитетов и регионов.Дефицит региональных и муниципальных бюджетов растет, ЖКХ поглощает все больше денег, которых и так не хватает. Решить вопрос только ограничением потребления невозможно, особенно если учесть, сколько тепла и воды теряется в изношенных сетях на пути от производителя к потребителю, сколько того же тепла уходит через старые фасады и окна.
«Деловая Россия» объявила тему энергоэффективного строительства одним из своих приоритетов и намерена серьезно заниматься этой проблемой, тем более что у «ДР» есть возможности донести и свои исследования, и свои предложения на самый высокий уровень.
На конференции выступили более 20 докладчиков, и общая картина по итогам всех этих выступлений сложилась следующая: во-первых, инвесторы не вкладывают средства в энергоэффективное строительство, потому что не понимают, как быстро их инвестиции окупятся (а они должны быть очевидно больше, чем при «обычном» строительстве), и, во-вторых, ни о каком успехе энергоэффективного строительства не может быть и речи, пока энергоэффективные технологии не будут заложены в проекты типового строительства, в том числе и жилищного.
Сейчас в России, по оценкам экспертов, насчитывается чуть больше 100 энергоэффективных домов – от «пассив-хаусов» (коттеджи частной застройки) до многоэтажных домов в некоторых городах России. Но пока это скорее экзотика, чем тренд. Более того, и с этой экзотикой далеко не везде могут справиться выросшие на отечественном ЖКХ слесари.
В качестве примера Михаил Викторов привел дом в Уфе, построенный с элементами энергоэффективности и энергосбережения и оснащенный современными системами учета потребления воды и тепла. Так вот, через три месяца все эти системы оказались сломанными из-за неумелого обращения с ними работников ЖКХ. То есть, в качестве еще одной проблемы внедрения энергоэффективного строительства можно обозначить отсутствие кадров, которые потом будут эти дома обслуживать и эксплуатировать.
В проекте есть, а на деле — отсутствуют
И все-таки начинать наступление на «фронте энергоэффективности» следует именно с проектирования – потому что именно здесь закладываются соответствующие технологии. При этом архитекторы и проектировщики должны очень хорошо эти технологии знать, понимать и уметь считать. То есть, учить этому надо начинать еще в институтах – а у нас, в отличие от Казахстана и Белоруссии, даже учебной программы такой нет, не говоря уж об учебниках и прочей литературе. Правда, понемногу этот вопрос сдвигается с мертвой точки усилиями энтузиастов: как заявил Леонид Журавель, сейчас под эгидой Минстроя России формируются каталоги энергоэффективных инженерных решений.Кроме того, Национальное объединение строителей (НОСТРОЙ) разработал каталог технических решений и практических рекомендаций, которые привязаны к стандарту НОСТРОя по «зеленому строительству». Так что первые наработки в этом направлении появляются.
Однако следующим барьером на пути внедрения энергоэффективных решений встают заказчики. По словам руководителя аппарата Национального объединения проектировщиков Антона Мороза, главный риск проектировщиков состоит в том, что не все заложенные в проект идеи доживут до его реализации – сейчас этот показатель стремится к нулю.
И виноваты в этом заказчики, которые не могут грамотно обосновать необходимость затрат на внедрение энергоэффективных решений. И вообще, заказчики не заинтересованы в использовании каких-либо инноваций – для них это только лишняя головная боль. И хотя Федеральный закон №265 об энергоэффективности вступил в действие более пяти лет назад, рычагов для его реализации создано не было.
Сейчас ни один заказчик ничем не рискует, если в его документации не прописано применение энергоэффективных и энергосберегающих технологий. И такие технологии на стройках не появятся ровно до тех пор, пока заказчиков не принудят к их появлению.
И еще один немаловажный штрих: сейчас присвоение зданию класса энергоэффективности происходит на стадии проекта, а не по факту строительства. Так что после получения заветной «метки» все энергоэффективные решения из проекта просто уходят, и через два года появляется дом, который на бумажке имеет высокий класс энергоэффективности, а на деле ничем не отличается от построенного на соседней улице обычного жилья. Разве что девелопер благодаря этой бумажке сможет продать квартиры в «энергоэффективном» доме на 15-20% дороже.
Учитесь считать, господа!
Кстати, с точки зрения классического определения энергоэффективности (количество затраченных средств для достижения определенного эффекта), высокие ставки банков по кредитам на строительство напрочь эту энергоэффективность убивают, поскольку затраты застройщика становятся слишком высокими. Об этом присутствующим напомнил заведующий лабораторией НИИ Стройфизики Владимир Гагарин. Такой вот неожиданный поворот в обсуждении проблемы.Заметим, что выступление г-на Гагарина многих заставило вспомнить студенческие годы и окунуться в формулы и расчеты. И, как оказалось, большинство проблем и решений имеет свое численное выражение. Так, например, отдельно стоящий коттедж с точки зрения энергоэффективности в три раза хуже, чем многоэтажный, многоподъездный дом. То есть, при массовом переходе на малоэтажное строительство, за что сейчас ратуют власти всех уровней, теплопотери увеличатся в три раза. Готовы ли к этому теплоэнергетики, да и сами потребители тепла, которым все это придется оплачивать? Похоже, таким вопросом пока никто не задавался.
Подводя итоги конференции, можно сказать, что впервые была сделана попытка подойти к проблеме энергоэффективности и энергосбережения комплексно. И оказалось, что здесь очень много узких мест, которые невозможно «расшить» только заменой окон или утеплением фасадов.
Нужно уметь считать, верно оценивать последствия принимаемых решений, особенно при капитальном ремонте зданий. Нужно, в конце концов, чтобы наши сограждане – конечные потребители любых проектных решений – были заинтересованы в применении энергоэффективных технологий и также научились считать свои собственные затраты и выгоды. То есть, энергоэффективность начинается даже не в проектных институтах, а в головах!
В общем, впереди еще очень много работы, но первый шаг на этом пути уже сделан.
Лариса Поршнева, по материалам www.rcmm.ru
Для
компаний, предлагающих современные
энергоэффективные технологии,
предусмотрены особые условия размещения
в журнале. Обращайтесь по тел. 73-05-55.