Город Ульяновск расположен на двух берегах реки Волга, правый берег и левый берег, и поделен на
4 административных района: Ленинский, Засвияжский, Железнодорожный и Заволжский.
Их границы в основном обусловлены расположением природных объектов. Так, например, Ленинский район отделен от Засвияжского рекой Свияга, а Заволжский, соответственно, находится на другом берегу реки Волга – в Левобережье. Железнодорожный район обязан своему названию железнодорожному вокзалу.
Каждый из административных районов города разделен на ценовые зоны: Ленинский район на Центр и Север, Засвияжский – на Ближнее и Дальнее Засвияжье, Железнодорожный – на 4-й микрорайон и Киндяковку, Заволжский район – на Нижнюю Террасу, Верхнюю Террасу и Новый город.
Ленинский район
Площадь – 37,1 кв.км.
Население – 114 999 человек (на 01.01.2014 г.).
Образован 25 февраля 1942 года.
Самым престижным районом города во все времена считался и считается Ленинский район. Даже в царскую эпоху здесь жили родовитые дворяне и зажиточные купцы. До сих пор сохранилось немалое количество их домов, многие из которых в хорошем состоянии и продолжают использоваться. Улица, на которой расположен дом В.И.Ленина, сохранена в виде исторического памятника и является пешеходной.
Основными отраслями промышленности Ленинского района являются: приборостроение, легкая промышленность, электронная и электротехническая промышленность, пищевая промышленность. К ведущим промышленным предприятиям района относятся: ОАО «Утёс», ОАО «Контактор», ОАО «Первая Образцовая типография», филиал «Ульяновский Дом печати», ОАО «Промышленно-торговая фирма «Элегант». Все эти предприятия сосредоточены в центральной части Ленинского района.
Ленинский район разделен на ценовые зоны – Центр и Север. Центр – самая дорогая и элитная городская зона. Здесь находится подавляющее большинство офисов, магазинов, банков и различных учреждений.
Вторичный рынок недвижимости Центра города представлен широким спектром объектов от квартир эконом-класса, в том числе «хрущевки» и «сталинки», до объектов элитной недвижимости.
Строящиеся жилые объекты в основном бизнес- и комфорт-класса, но есть и объекты элитного класса жилья. Только на границе Центра с северной частью города реализуется крупный для Ульяновска проект строительства жилья эконом-класса ЖК «Молодежный». (24-этажный дом на 1127 квартир, из них: 3-комнатных – 46 квартир; 2-комнатных – 46 квартир; 1-комнатных – 1035 квартир. Общая площадь объекта капитального строительства – 64838,01 кв.м).
Северная часть города истинно спальный район, в котором полностью отсутствует крупное промышленное производство. На вторичном рынке жилья большую долю занимают квартиры «хрущевки», квартиры «новых» серий (75 серия, 90 серия, 1976-2000 гг. постройки) находятся в небольшом количестве. Но последние 10 лет район активно застраивался и сегодня уже достаточно большое количество квартир «новых» и «улучшенных» серий, относящихся к эконом- и комфорт-классу, составляют примерно половину вторичного рынка северной части города.
Север имеет значительную долю частного сектора, который в последнее время активно застраивается малоэтажными домами эконом- и комфорт-класса. Кроме малоэтажного строительства активно развивается многоэтажная застройка, причем практикуется как точечная застройка, так и массовое освоение территорий.
Последние годы на окраине района активно строится целый микрорайон многоэтажных и малоэтажных жилых домов, называемый в народе «микрорайон Репина». Строится в данном микрорайоне в основном жилье эконом- и комфорт-класса. Точечная застройка характеризуется строительством жилья таких же классов. Строительство объектов элитной недвижимости на Севере не практикуется.
Засвияжский район
Площадь – 38 кв.км.
Население – 220 422 человек
(на 01.01.2014 г.).
Образован 23 мая 1962 года.
В отличие от Ленинского района Засвияжский район выглядит абсолютно промышленным районом. Застройка района началась с возведения в 1941 году здания Ульяновского автомобильного завода (УАЗ), который был собран из доставленных в город частей Московского завода им. Сталина.
Для нужд завода в районе были построены ТЭЦ-1
(1947 г.), бетонный завод
(в настоящее время –
ОАО «Ульяновский завод ЖБИ-1»), кирпичный завод (с 1951 года – Ульяновский комбинат строительных материалов). В 1944 году был организован Ульяновский мотороремонтный завод
(в настоящее время
ОАО «Автодеталь-сервис»).
В 1951 году стартовало строительство радиолампового завода и началось освоение той части Засвияжья, где сегодня расположена улица Октябрьская. В 1952 году было построено здание завода УЗТС, рядом с которым в последующие несколько лет отстроился новый микрорайон. В 1956 году был создан Ульяновский химический завод (в настоящее время ОАО «Эластомер»). В 1966 году были основаны Ульяновский механический завод (ОАО «УМЗ») и Ульяновский завод «Гидроаппаратуры» (в настоящее время – ОАО «Гидроаппарат»).
Застройка Засвияжского района Ульяновска началась в послевоенные годы – в середине 40-х годов XX века. В 1945 году рядом с Автозаводом была отстроена первая улица – Автозаводская, на которой были возведены первые в районе кирпичные дома. Летом 1963 года был возведен первый крупнопанельный дом, а в январе 1964 года в районе был построен десятый такой дом. Сегодня Засвияжье – активно развивающийся район. Здесь возводятся новые жилые комплексы, развивается инфраструктура, ведется строительство социально-значимых объектов и спортивных сооружений.
За последние 2-3 года в районе построили: спортивный комплекс с искусственным льдом «Волга-Спорт-Арена», спортивно-оздоровительный комплекс «Комбинат здоровья», самый крупный в Ульяновске торгово-развлекательный комплекс «АкваМолл» (общая площадь здания 90 тыс.кв.м, арендопригодная площадь 46 тыс.кв.м, площадь участка 8,5 га, 1700 парковочных мест, объем инвестиций 3 млрд. руб.), а также ТРЦ «Альянс Атриум», гипермаркет «Лента» (площадь 12 тыс. кв.м, из них торговая – 7,5 тыс. кв.м), гипермаркет строительных материалов «Сарай» (торговая площадь – 6, 5 тыс. кв. м), ТЦ «Баку», ТРК «Одесса» (площадь 4 тыс. кв.м), ТК «Магнит».
Территориально Засвияжский район делится на 2 ценовые зоны – Ближнее и Дальнее Засвияжье. Исторически сначала застраивался район Ближнего Засвияжья, поэтому в районе большое количество пятиэтажных «хрущевок», как кирпичных, так и панельных. В непосредственной близости к Ульяновскому автозаводу сохранилось значительное количество и двухэтажных «сталинок». Сегодня это территория реновации жилья.
В ближайшие годы эта часть микрорайона будет застроена новыми многоэтажками. Есть в районе и типовые 9-этажки, но их гораздо меньше. Все объекты жилой недвижимости Ближнего Засвияжья относятся к эконом-классу. Жилье класса комфорт, бизнес и тем боле элита в микрорайоне полностью отсутствует. Активное строительство в Дальнем Засвияжье началось позднее, чем в Ближнем, и поэтому в нем больше уже 9-ти и 12-этажных домов «новых» серий (75-я, 90-я).
Район Дальнего Засвияжья активно развивается. Между улицами Ефремова и Камышинская появился новый микрорайон – «Юго-Западный». Жилой район «Юго-Западный» – часть регионального инвестиционного проекта «Симбирское кольцо». Проект был подготовлен и разрабатывался в рамках общенациональной Президентской программы обеспечения населения России доступным жильем.
Жилой район «ЮГО-ЗАПАДНЫЙ»:
• комплексная застройка – одновременно с жилыми домами предусмотрено строительство объектов социального назначения (школы, детские сады, кафе, магазины, предприятия общественного питания);
• безопасность проживания – пункты общественного порядка, видеонаблюдение в домах, на парковках, во дворах;
• комфортная среда проживания – предусмотрены автономная система отопления, обширные дворовые пространства, оборудованные спортивными и детскими площадками, велосипедные и прогулочные дорожки, благоустройство и озеленение района, элементы ландшафтного дизайна, колористика и подсветка зданий.
«ЮГО-ЗАПАДНЫЙ» соответствует современным требованиям к качеству жизни и отвечает последним тенденциям развития инфраструктуры, благоустройства и безопасности жилых районов.
Общая площадь строительства: 700 тысяч кв.м. Количество жителей в районе: 25-30 тыс. человек. Этажность жилого района: 3-21 этаж. Квартиры в строящихся домах эконом- и бизнес-класса. Сроки строительства района: 2010 – 2018 годы. Данный проект комплексной застройки территории предполагает появление здесь не только жилых домов, но и объектов социальной инфраструктуры: магазинов, школ, детских садов, спортплощадок и др.
Кроме комплексного освоения территорий ведется и точечная застройка, но ее объемы несравнимы с объемами строительства района «Юго-Западный». В Ближнем Засвияжье строятся дома в основном комфорт-класса, за исключением дома по программе реновации жилья. В нем квартиры эконом-класса. А в Дальнем Засвияжье строятся квартиры как комфорт-класса, так и эконом-класса. Малоэтажное строительство единично представлено в основном на территории мкр-на «Юго-Западный» или в непосредственной близости к нему в прилегающем коттеджном поселке. Кроме этого, и в Ближнем Засвияжье и в Дальнем реализуются проекты реновации жилья, в том числе и реновация самой старой улицы района – улицы Автозаводская.
Железнодорожный район
Площадь – 74 кв.км.
Население – 85 653 человек
(на 01.01.2014г.).
Образован 7 января 1966 г.
В конце 19-го века по территории нынешнего района пролегла первая железная дорога. В 1898 году построено первое деревянное здание железнодорожного вокзала станции Киндяковка. В это же время было построено каменное здание главного железнодорожного вокзала, которое теперь называется Ульяновск-1.
Земли и территории вокруг станционных сооружений постепенно стали обживаться: появились первые дома железнодорожников. В годы Великой Отечественной войны на территории района разместил свои цеха и склады моторный завод, который прямо
«с колес» начал выпускать продукцию для фронта – в том числе и грузовые автомобили. В народе их называли «полуторками».
В начале пятидесятых годов прошлого столетия в южной части района был заложен фундамент под строительство кожевенно-обувного комбината. Параллельно велось строительство двух- и трехэтажных домов будущего поселка рабочих комбината. Здесь же, недалеко от строящегося кожкомбината, возводились корпуса трикотажной фабрики имени КИМ (сегодня УК ЗАО «Фирма «Русь»), мебельного комбината, позже – кондитерской фабрики «Волжанка» и молочного завода. «Сталинки» постепенно передавали свою эстафету «хрущевкам». В начале шестидесятых годов уже забивались сваи под фундамент кирпичных пятиэтажек, а затем и новые крупнопанельные.
Территориально Железнодорожный район делится на 2 ценовые зоны – 4-й микрорайон и Киндяковка. Такое название микрорайона сложилось исторически, по наименованию когда-то расположенной на этом месте деревни помещика Симбирской губернии Киндякова. Сам район вытянутой формы и поэтому несколько отдаленный. Единственный его участок, примыкающий к Центру, – это 4 микрорайон. Ценится он своим близким расположением к центральной части города, а значит, и цены на недвижимость здесь сравнимы с Центром. Основная масса вторичного рынка недвижимости 4-го микрорайона представлена 5-этажными «хрущевками» и незначительным количеством 9-этажных домов «новых» серий. (75-я, 90-я сер., 1976-2000 гг. постройки).
Кроме этого, в 4-м микрорайоне есть часть района – так называемый «студгородок», который был построен как застройка территории вокруг Ульяновского государственного университета. Здесь проживает большая часть преподавателей университета. Квартиры в основном комфорт-класса. Единственные новостройки в 4-м микрорайоне – это ЖК «Симбирские высотки» (кирпичный монолитно-каркасный 24-этажный дом комфорт-класса), последняя очередь которого уже практически сдана в эксплуатацию, дома по ул. Транспортная и ул. Южная (14-этажные кирпичные дома комфорт- класса).
В Киндяковке долгое время строительство было лишь точечным и незначительным по объему. Район активно не развивался. Но в последнее время ситуация меняется. Началась реализация программы реновации жилья. На место ветхому жилью приходят новые дома: ул. Автомобилистов (17-этажный монолитно-каркасный дом эконом-класса, сдача – IV квартал 2015 г.) и ул. Варейкиса (9-этажный и 14-этажный панельные дома эконом-класса, сдача – II и IV квартал 2015 г.), пр-т Гая (9-этажный монолитно-каркасный дом эконом-класса, сдача – I квартал 2016 г.),
ул. Луначарского (18-этажный кирпичный дом комфорт-класса). Малоэтажное строительство практически отсутствует, за редким исключением – 2 дома по пер. Благодатный (3-,4-этажные кирпичные дома эконом-класса).
Кроме этого, в 4-м микрорайоне есть часть района – так называемый «студгородок», который был построен как застройка территории вокруг Ульяновского государственного университета. Здесь проживает большая часть преподавателей университета. Квартиры в основном комфорт-класса. Единственные новостройки в 4-м микрорайоне – это ЖК «Симбирские высотки» (кирпичный монолитно-каркасный 24-этажный дом комфорт-класса), последняя очередь которого уже практически сдана в эксплуатацию, дома по ул. Транспортная и ул. Южная (14-этажные кирпичные дома комфорт- класса).
В Киндяковке долгое время строительство было лишь точечным и незначительным по объему. Район активно не развивался. Но в последнее время ситуация меняется. Началась реализация программы реновации жилья. На место ветхому жилью приходят новые дома: ул. Автомобилистов (17-этажный монолитно-каркасный дом эконом-класса, сдача – IV квартал 2015 г.) и ул. Варейкиса (9-этажный и 14-этажный панельные дома эконом-класса, сдача – II и IV квартал 2015 г.), пр-т Гая (9-этажный монолитно-каркасный дом эконом-класса, сдача – I квартал 2016 г.),
ул. Луначарского (18-этажный кирпичный дом комфорт-класса). Малоэтажное строительство практически отсутствует, за редким исключением – 2 дома по пер. Благодатный (3-,4-этажные кирпичные дома эконом-класса).
Заволжский район
Площадь – 98,83 кв.км.
Население – 218 800 человек (на 01.01.2014г.).
Образован 23 мая 1962 года.
Заволжский район расположен на левом берегу реки Волга и состоит из трех микрорайонов: Нижняя Терраса, Верхняя Терраса и Новый город. С правобережной частью города район соединен двумя мостами, один из которых был сооружен в 1912-1916 годах и предназначен для железнодорожного движения. В 1953- 1958 годах опоры железнодорожного моста были расширены и на них возвели автомобильный мост. Этот мост продолжает служить городу и по сей день. С середины 80-х годов XX века началось строительство второго волжского моста. Работы велись почти четверть века. В 2009 году новый мост, получивший название Президентский, был сдан в эксплуатацию. Сегодня это один из самых длинных мостовых переходов в Европе – он связал Центральную часть России с Уралом, Сибирью и Дальним Востоком.
История Заволжского района начинается с создания в 1916 году 3-го Симбирского патронного завода (ныне Ульяновский машиностроительный завод имени Володарского), при котором был построен Заволжский рабочий поселок. В 1952 году, когда решался вопрос о затоплении земель Заволжья водами Куйбышевского водохранилища, было принято решение сохранить и завод, и Нижнюю Террасу. И тогда началось грандиозное строительство уникальной по тем временам дамбы: длина гидротехнического сооружения более 8 километров, высота – около 16 метров. А центр развития района постепенно переместился на Верхнюю Террасу.
Все эти годы Заволжский район развивался, возводилось жилье, создавались новые предприятия: это НПО «Марс», ПО «Комета», которые оказывали значительное влияние на развитие района. Но наиболее бурное развитие Заволжья началось в связи со строительством Ульяновского авиационного промышленного комплекса (УАПК), которое было начато в 1976 году, а в октябре 1985 года в воздух поднялся первый АН-124 «Руслан», выпущенный предприятием.
Параллельно с авиационно-промышленным комплексом строился жилой микрорайон авиастроителей – так называемый Новый город. В 1976 году в Новом городе построен первый жилой дом по пр-ту Созидателей, 15 (ныне ул. 40-летия Победы, 5). Ежегодно сдавалось в эксплуатацию более 300 тысяч кв. метров жилья. Через 10 лет в Новом городе проживало примерно 150 000 жителей и было сдано в эксплуатацию 1 800 000 кв.м благоустроенного жилья. Численность населения района за последние годы выросла примерно в 3 раза.
Новый город не похож на правобережный Ульяновск. Можно сказать, это отдельный мини-город в городе. При строительстве Нового города место особо не экономили и поэтому строили город с широкими проспектами и размашистой застройкой. Весь город, как шахматная доска, – параллельные друг другу проспекты и никаких извилистых улочек и тротуаров. В народе ходит мнение, что в Новом городе не заблудишься – «там все прямо или перпендикулярно». Дороги широкие, тротуары просторные и нет ощущения сжатости и сдавленности, как на правом берегу.
Сегодня Заволжье на новом витке своего развития. Продолжается комплексная застройка территории Нового города. Реализуется крупный проект комплексной жилищной
застройки – р-н «Центральный» и «Восьмой квартал».
Новый микрорайон «Центральный» – это:
• комплексная застройка – одновременно с жилыми домами предусмотрено строительство объектов социального назначения (школы, детские сады, кафе, магазины, предприятия общественного питания);
• безопасность проживания – пункты общественного порядка, видеонаблюдение в домах, на парковках, во дворах;
• комфортная среда проживания – предусмотрены автономная система отопления, обширные дворовые пространства, оборудованные спортивными и детскими площадками, велосипедные и прогулочные дорожки, благоустройство и озеленение района, элементы ландшафтного дизайна, колористика и подсветка зданий.
• Сроки строительства района: 2011 – 2018 годы.
• Количество квартир: более 10 000.
• Количество жителей: 15 000 – 20 000 человек.
• Этажность жилого района: 5, 9, 16 этажей.
В проекте комплексной жилищной застройки «Восьмой квартал» в период с 2014 по 2016 годы планируется ввести в эксплуатацию более 90 домов. В первом малоэтажном микрорайоне, уникальном для Нового города, будут воплощены только самые лучшие решения: закрытые «непроездные» дворы, комфортная организация дворового пространства, разнообразные планировочные решения, просторные лоджии, поквартирное отопление и многое другое. Комплексная застройка нового микрорайона предусматривает одновременно с жилыми домами возведение объектов социальной и коммерческой инфраструктуры: два детских сада, школа, магазины, супермаркеты, кафе, детские, игровые и спортивные площадки, площадки для отдыха и многое другое.
В Новом городе и, в частности, в райнах «Центральный» и «Восьмой квартал» возводятся как многоэтажные, так и малоэтажные жилые дома в основном эконом-класса. Но встречаются и дома комфорт-класса. Жилье бизнес-класса и элитного класса в Новом городе не строится.
Наряду с комплексной застройкой территории ведется и точечное строительство жилья. Район очень привлекателен для застройщиков, ведь в последние несколько лет именно здесь создаются максимальные условия для разного рода инвестиций и развития промышленности.
Вторичный рынок недвижимости Нового города кардинально отличается от других районов города – он состоит только из домов «новых» серий (75-я, 90-я сер.) т.к. начал застраиваться только в 1976 году. Весь район состоит из панельных и кирпичных 9-этажек с небольшим количеством домов из 12-ти этажей.
В отличие от Нового города, на Верхней и Нижней Террасах строительство практически отсутствует. Нижняя Терраса – самый неликвидный район города. Причиной тому: плохая экология (район находится в низине, а значит, загрязненный воздух спускается к нему), отсутствие работы для жителей микрорайона внутри района, сильная загруженность общественного транспорта в сторону Правобережья, близость дамбы и опасность затопления, правда, на уровне слухов (затоплений до сих пор не было, но слухи о ее возможности ходят до сих пор). Вторичный рынок микрорайона представлен как «хрущевками», так и квартирами «новых» серий. Недвижимость только эконом-класса. Квартиры других классов – комфорт, бизнес, элита полностью отсутствуют.
Район Верхней Террасы нельзя назвать неликвидным. Спрос и цены на недвижимость находятся на уровне некоторых районов правого берега. Проблема района – в отсутствии достаточного количества рабочих мест. Жители района ездят на работу либо в Новый город, либо в Центр. Поэтому точечная застройка ведется, но не активно. Вторичный рынок микрорайона представлен как «хрущевками», так и квартирами «новых» серий. Недвижимость в основном эконом-класса, но встречаются квартиры комфорт-класса. Квартиры бизнес-класса и элитная недвижимость полностью отсутствуют.
В каком районе жить, каждый ульяновец решает сам, а за консультацией всегда можно обратиться к нам.
Татьяна Куклова, директор по маркетингу ООО «ЦЕНТР НЕДВИЖИМОСТИ»,
ул. Радищева, 3, корпус 1, http://ec.real-estate.ru
ул. Радищева, 3, корпус 1, http://ec.real-estate.ru
При подготовке материала использовались информационные текстовые и фотоматериалы из источников:
1. Официальный сайт Администрации г. Ульяновска (http://ulmeria.ru).
2. Официальный сайт Администрации Ленинского района города Ульяновска, (http://len73.ru).
3. Официальный сайт Администрации Засвияжского района (http://admin-zasv.ru).
4. Официальный сайт Администрации Железнодорожного района (http://admzhdr.ru).
5. Официальный сайт Администрации Заволжского района (http://azr73.ru).
6. airfotovideo.ru, автор Валерий Тимофеев (http://airfoto.cheb.ru).
7. Сервис Яндекс.Карты
8. Информационный портал г. Ульяновска, (http://my73.ru)
9. Официальный сайт строительной компании ООО «Запад» и ООО «Запад-2» (http://ulzapad.ru)
10. Сайт http://nesiditsa.ru/city/ulyanovsk
Разместите модуль или статью
по e-mail: 414818@ul.real-estate.ru, тел. 8 (8422) 41-48-18.
Скачать PDF журнала
Подписывайтесь на страницу «Недвижимость Ульяновска»