Основу единой учетно-регистрационной системы составляют федеральные информационные ресурсы Росреестра:
1. Государственный кадастр недвижимости (далее – ГКН), содержащий сведения об объектах недвижимости и их уникальных характеристиках, ведение которого осуществляется органом кадастрового учета на территории Ульяновской области – это Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Ульяновской области.
2. Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – ЕГРП), содержащий сведения о правообладателях, зарегистрированных на объекты недвижимости правах, сделках, ограничениях (обременениях), ведение которого осуществляется территориальными органами Росреестра на территории Ульяновской области – это Управление Росреестра по Ульяновской области.
В настоящее время каждый из названных информационных ресурсов ведется обособленно. К 2018 году планируется объединение ГКН и ЕГРП и создание на их основе единого государственного информационного ресурса в сфере недвижимости, что позволить снизить риски операций на рынке недвижимости и повысить гарантии зарегистрированных прав.
Однако уже сейчас на законодательном уровне установлено единство ГКН и ЕГРП. Так, согласно абз.4 п.6 ст.12 Федерального закона от 21.07.1997г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о регистрации) сведения, содержащиеся в ГКН, считаются сведениями подраздела I ЕГРП, предназначенного для описания объекта недвижимости.
В свою очередь, в соответствии с п.3 ст.7 Федерального закона от 24.07.2007г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» общедоступные сведения о правах, содержащиеся в ЕГРП, считаются внесенными в ГКН.
Однако поскольку в течение продолжительного времени учет объектов недвижимости осуществлялся в разных реестрах (в частности, учет земельных участков до 2001 года осуществлялся комитетами по земельным ресурсам и земельной реформе, а учет объектов капитального строительства до 01.04.2012г. – организациями технической инвентаризации – ОТИ), согласно сведениям из которых объекты описывались в ЕГРП, возникла необходимость сопоставления описания идентичных объектов недвижимости в ЕГРП и ГКН.
В связи с этим в целях повышения качества данных ГКН и ЕГРП Росреестром с 2012 года проводятся масштабные мероприятия, направленные на гармонизацию сведений ЕГРП и ГКН и исправление в них ошибок. Данные работы связаны исключительно с описанием объектов недвижимости, не затрагивают записи о зарегистрированных правах на объекты недвижимости и не требуют участия правообладателей.
В ходе гармонизации осуществляется сопоставление содержащихся в ЕГРП и ГКН сведений об объектах недвижимости по кадастровому номеру для обеспечения унифицированной идентификации объектов недвижимости в ЕГРП исключительно по кадастровому номеру, присвоенному объекту Филиалом при осуществлении его кадастрового учета в ГКН.
Работы по гармонизации особенно актуальны в отношении ранее учтенных ОТИ объектов капитального строительства (зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, идентифицируемых в ЕГРП по инвентарным и кадастровым номерам, присвоенным ОТИ в период до 01.04.2012г. при осуществлении технической инвентаризации данных объектов и их учета.
В ходе верификации проводится сопоставление характеристик объектов недвижимости, прошедших гармонизацию, в целях выявления имеющихся в их описании несоответствий или технических ошибок, возникших, в том числе, из-за некорректной передачи данных из организаций технической инвентаризации и учета в Филиал, и исправление таких ошибок.
Основная работа по сопоставлению объектов в ЕГРП и ГКН по кадастровому номеру завершена Управлением и Филиалом в 2014 году. Всего в результате проведения мероприятий по гармонизации и верификации данных ЕГРП и ГКН сопоставлено свыше 740 тысяч объектов, внесено в ГКН 3800 ранее учтенных объектов недвижимости, права на которые были зарегистрированы.
В результате проведения работ по верификации сведений ГКН органом кадастрового исправлены ошибки в сведениях о более чем 100 тысяч объектов, в том числе на основании ответов на запросы в организации технической инвентаризации и органы местного самоуправления. В целях уточнения сведений или получения недостающей информации Филиалом направлено более 75 тыс. таких запросов.
Также ввиду некорректно переданных из ОТИ сведений об объектах капитального строительства на протяжении последних двух лет ведутся работы по устранению из АИС ГКН дублирующихся сведений об ОКС. Результат данной работы – устранение 180 тыс. дублирующих записей об объектах.
В итоге процент сопоставимости сведений реестров составил 99,7 % данных по земельным участкам и 99,91 % – по объектам капитального строительства. С учетом этих показателей Управление входит в первую десятку показателей сопоставимости по стране среди территориальных органов Росреестра.
Корректировка данных, вошедших в число несопоставленных объектов, требует ряда условий, таких как специального нормативно-правового регулирования или технологического решения в программных комплексах, отсутствующих в настоящий момент, обращения в регистрирующий орган или орган кадастрового учета заявителя с документами, подтверждающими законность изменения характеристик объекта, например, разрешения на ввод реконструированного здания, в случае увеличения его площади, либо в суд с заявлением об исправлении кадастровой ошибки в записях ГКН.
В настоящее время данные ЕГРП и ГКН в части описания объектов недвижимости постоянно корректируются в силу абз.4 п.6 ст.12 Закона о регистрации, п.3 ст.7 Закона о кадастре, устанавливающих единство и взаимосвязь этих двух ресурсов, в целях обеспечения соответствия ЕГРП и ГКН друг другу в части описания объектов недвижимости и общедоступных сведений о правах на объекты недвижимости, а также достоверности сведений, содержащихся в ЕГРП и ГКН.
Однако, несмотря на единство ГКН и ЕГРП в части описания объекта недвижимости, сам факт осуществления кадастрового учета того или иного объекта не влечет автоматического проведения государственной регистрации права на такой объект. Решение о проведении государственной регистрации права на объект недвижимости принимается государственным регистратором по результатам правовой экспертизы представленных заявителем документов, подтверждающих наличие права на данный объект, возникшего в соответствии с законом.
До момента проведения государственной регистрации права на образованный объект недвижимости, за исключением сведений о земельных участках, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования, сведения о нем в ГКН носят временный характер.
Если по истечении пяти лет со дня постановки на учет образованного объекта недвижимости не осуществлена государственная регистрация права на него (либо не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости (п.4 ст.24 Закона о кадастре).
Новая
информация о подаче документов
на
государственную регистрацию прав в
электронном виде
Затем выберите «Зарегистрировать права на недвижимость».
Выберите сервис «Подать заявление на государственную регистрацию прав».
Екатерина Турлай, начальник отдела верификации
и гармонизации данных ЕГРП и ГКН Управления Росреестра
по Ульяновской области.
Лариса Елисеева, заместитель начальника отдела
правового обеспечения Управления Росреестра
по Ульяновской области
и гармонизации данных ЕГРП и ГКН Управления Росреестра
по Ульяновской области.
Лариса Елисеева, заместитель начальника отдела
правового обеспечения Управления Росреестра
по Ульяновской области