Международный
опыт показывает, что рынок недвижимости и уровень его развития характеризуют
совершенство национальной экономики. В отечественных условиях формирование
рынка недвижимости рассматривалось как один из основных факторов перехода
к рыночной экономике, стимулирующий другие сферы народного хозяйства.
И в настоящее время после бурного старта рынок недвижимости стал приобретать
более цивилизованные организационные формы.
Как известно, основными элементами рыночного механизма на рынке недвижимости
являются спрос, предложение и цена. Анализ ситуации показывает, что
существует значительный разрыв между этими взаимозависимыми, но не
взаимоувязанными элементами. Причина этого – отсутствие единой региональной
политики в управлении недвижимостью, а следствия этого характеризуются
следующими особенностями:
– недостаточная ориентация на клиента (недостаточное информирование
участников процесса, сокрытие фактических цен, продаж, слабо развита
информационная инфраструктура);
– несоответствие стоимости недвижимости финансовым возможностям большей
части населения;
– невозможность точных прогнозов тенденций развития, из-за экономической
и политической нестабильности региона;
– слабое развитие механизма ипотечного кредитования;
– неравномерность развития сегментов рынка из-за различия в ликвидности
и законодательстве для разных типов недвижимости.
Большинство риэлтерских фирм не располагают достоверной, достаточной
и систематической информацией, необходимой для профессионального консультирования
клиентов, а отсюда неудовлетворенный спрос, безграмотность и недоверие
большей части населения.
Опыт зарубежных и уже достаточно многих отечественных предприятий
разных сфер деятельности показывает, что снять экономические и организационные
проблемы поможет расширение рынка недвижимости до требований международного
уровня. Это обогатит опыт риэлтеров и позволит привнести культурные
нормы на наш рынок недвижимости, ибо давно известно, что разумней
гоняться не за тем, что приятно, а за тем, что избавляет от неприятностей.
Расширение рынка требует других управленческих подходов и одним из
эффективных является системный менеджмент. Как, к примеру, находясь
в Ульяновске, можно подняться до международного уровня?
Это можно сделать за счет партнерства с заинтересованными зарубежными
коллегами, либо за счет внедрения в структуру управления международных
стандартов ИСО серии 9000. Эти стандарты являются общепризнанными
на пути улучшения российского менеджмента и внедряются во многих сферах
деятельности. Сформулированные в них принципы менеджмента и критерии
качества вобрали в себя основной опыт международного сообщества по
созданию конкурентоспособного бизнеса.
Основные требования системы менеджмента качества:
Высшее руководство определяет политику, направленную на удовлетворение
требований потребителей и законодательства. Для реализации заявленных
целей внедряется система управления, которая устанавливает и поддерживает
процедуры внутреннего и внешнего взаимодействия между различными уровнями
исполнителей.
Для обеспечения эффективного менеджмента определяются роли сотрудников,
их взаимодействие, ответственность, полномочия и компетентность. Значительная
роль отводится процессу взаимодействия с потребителем, требуется не
просто идентифицировать требования, но и проанализировать их и внести
корректирующее действие, с целью последующего предотвращения их повторения.
Особенность системного подхода состоит в том, чтобы планирование работ
основывалось на требованиях потребителей, а не принятой в организации
иерархии.
В современном мире преимущества в социальном и культурном развитии
имеют те организации и фирмы, где осуществляется выпуск высококачественных
продукции и услуг. Целью маркетинга в сфере недвижимости является
выявление желаний и требований клиентов плюс поиск возможностей их
удовлетворения. А маркетинг – это первый шаг в системном менеджменте,
который помогает правильно определить политику фирмы. Тенденция развития
рынка недвижимости такова, что критерием выбора для солидных фирм
должны стать требования международных норм, хотя бы для того, чтобы
выжить на региональном рынке.
12.07.2004 12:00
Системный менеджмент качества на рынке недвижимости