Прошел
год с момента принятия Закона РФ "О техническом регулировании".
Несмотря на то, что основные элементы технического регулирования – стандарты,
процедуры подтверждения и соответствия, аккредитации, контроль и надзор
– в России имеются, все они требуют существенной доработки, так как
на данный момент они создают необоснованные и избыточные барьеры в торговле.
Необходимость принятия этого закона была продиктована:
– международным уровнем – для вхождения России во Всемирную Торговую
Организацию (ВТО);
– национальным уровнем – для повышения конкурентоспособности отечественной
продукции и услуг и повышения их безопасности для потребителя и окружающей
среды;
– региональным уровнем – имеется в виду самостоятельность предприятий,
их способность изучать и применять на практике предложенные "правила
игры".
Технические регламенты призваны регулировать уровень безопасности, а
стандарты – нормы и методики.
Понятие безопасности включают не только защиту жизни, здоровья людей,
животных и растений, но также защиту имущества, охрану окружающей среды
и предупреждающих действий, вводящих потребителей в заблуждение.
В настоящее время в России около 120 действующих законов подлежат приведению
в соответствие с законом "О техническом регулировании", кроме
того, за прошедший период проведена работа по гармонизации отечественных
стандартов с международными. Национальные стандарты (ИСО ГОСТ Р) являются
не только инструментом технического регулирования, но и основной доказательной
базой. Именно поэтому при создании закона "О техническом регулировании"
в основу были положены международные принципы нового подхода, которым
соответствует концепция ИСО.
Стандарты ИСО носят культурологический характер, так как учитывают ориентацию
на потребителя и методы управления, что меняет менталитет коллективного
сознания и культурную среду в организации в целом.
В современном мире резко возрастает роль стандартов в любой сфере деятельности
и представляется актуальным рассмотреть стандарты ЖКХ, которые являются
обязательными для всех собственников. При бесконечных дебатах при очередном
повышении тарифов на услуги ЖКХ, власти города также ссылаются на стандарт,
на его требования. И это верно: повышение тарифов стимулирует рост эффективности
и качества обслуживания. Однако мы видим (и на собственном кармане ощущаем)
нескончаемый рост тарифов без улучшения качества услуг, а иногда и без
их предоставления.
Рассмотрим основные (минимальные) стандарты жилья:
– отсутствие повреждений строительных конструкций жилых домов;
– содержание инженерных систем жилых домов в соответствии с действующими
нормативными требованиями;
– соответствие санитарного состояния подъездов, лестничных клеток и
маршей, лифтов, подвалов, чердаков, мусоропроводов действующим нормативным
требованиям;
– соответствие наружного вида здания архитектурно-планировочным решениям;
– допустимые единовременные и суммарные перерывы за расчетный период
в водо-газо-тепло-электроснабжении и водоотведении в соответствии с
действующими нормативными требованиями, а также развитием и износом
основных фондов объектов инженерной инфраструктуры;
– состав и свойства холодной и горячей воды в соответствии с установленными
органами Госкомсанэпиднадзора нормативами;
– другие требования.
Установление требований по качеству содержания и ремонта жилых домов,
разработанных на основании минимальных стандартов качества жилья, являются
неотъемлемой частью договоров подряда на обслуживание, найма жилых помещений,
а также обслуживания приватизированного жилья в домах муниципального
жилищного фонда.
Стандарты качества выполняют роль нормативов по эксплуатации жилищного
фонда и включают следующие виды услуг по содержанию и ремонту жилищного
фонда:
– осмотры технического состояния жилых зданий;
– наладка инженерного оборудования жилых зданий;
– работы аварийного характера;
– подготовка к сезонной эксплуатации жилых зданий;
– работы, выполняемые при техосмотрах и по заявкам населения в счет
платы за техническое обслуживание зданий;
– услуги по заявкам населения (за счет собственных средств) по обслуживанию
и содержанию жилых зданий и придомовых территорий;
– работы по уборке лестничных клеток жилых жомов и мусоропроводов;
– работы по уборке придомовых территорий.
Если посмотреть на ситуацию в нашем городе сквозь призму требований
вышеупомянутых стандартов и оказания услуг, то разумно задать вопрос:
а способны ли службы ЖКХ выполнить эти требования, готовы ли сами работники
этой службы оказывать качественные услуги, и умеют ли власти рационально
использовать финансовые ресурсы?
В настоящий момент на муниципальном уровне ни стандарты, ни правила
и нормы технической эксплуатации жилищного фонда законодательно не закреплены
и, следовательно, в городе нет единой технической политики в жилищной
сфере, которая направлена на защиту законных прав и интересов, безопасности
и здоровья граждан – собственников и пользователей жилищного фонда,
а также обеспечение сохранности городского жилищного фонда.
На наш взгляд, в вопросе реформирования ЖКХ города сначала нужно вернуться
к исходной позиции, и только закрепив нормативными актами стандарты
и правила технической эксплуатации жилищного фонда, начинать реформу.
Раиса БЕЙСОВА, член-корреспондент международной ассоциации качества
23.08.2004 12:00
Техническое регулирование – один из методов государственного регулирования экономики